Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Эзотерика → Аркадий Ровнер «Халат Насреддина»

В «Вельзевуле» в главе «Чистилище» Гурджиев говорит о трех «бытие-телах» (или – «существенских телах»): низшем (планетарном), среднем (теле Кесджан) и высшем. Низшее нам дано изначально. Среднее и высшее образуются через усилие из особых космических субстанций. В процессе умирания человека сначала от низшего отделяется среднее, а низшее планетарное тело распадается на элементы, которые смешиваются с субстанциями планеты. Среднее бытие-тело распадается и растворяется в своем элементе. Когда же от среднего отделяется высшее, оно уже не распадается, а уходит к своему истоку, названному Солнце Абсолютом.

Однако, согласно Гурджиеву, среднее и высшее бытие-тела с некоторых пор перестали интересовать людей и, не будучи даны нам автоматически, вовсе не присутствуют в человеческом багаже. Человеку приходится создавать их ценой «добровольного труда и намеренного страдания». Иначе это формулируется так: у человека нет души, ему, если он хочет, нужно самому ее для себя построить. Такая формулировка скрадывает понимание того, что речь на самом деле идет о двух «душах»: теле Кесджан и высшем «бытии-теле», но подчеркивает важнейшую идею строительства бытие-тел.

Все это отдаленно напоминает распространенные теософские и антропософские представления о физическом, эфирном, астральном и прочих телах человека. Там эти тела у человека есть, их просто нужно высветить и, так сказать, актуализировать. Аналогичные идеи мы найдем в иудаизме, индуизме и буддизме.

В мою задачу не входит сравнение разных теорий. Моя задача сугубо практическая: я хотел бы выделить необходимые моменты духовной работы, как они видятся в свете рассмотренных гурджиевских представлений.

Для начала я напомню о том, что современный человек в куда большей степени, чем человек традиционный, является безвольной игрушкой своего физического и социального тела. Можно сказать, что он целиком поглощен этими телами, управляемыми не им, а независимыми от него физическими и социальными механизмами. В этом слое реальности человек не может «делать». Все его попытки сшить расползающуюся ткань своей жизни или пришивать к халату Насреддина заплаты заканчиваются крахом – халат приходится выбросить, а заменить его новым никому не удается.

То же можно сказать и о так называемых духовных искателях, о посетителях семинаров и читателях эзотерической литературы. В лучшем случае они вносят незначительные коррективы в механизмы своего физического и социального функционирования в виде одной или двух ежедневных медитаций, одного или двух еженедельных посещений эзотерических практик или групп плюс чтение книг и статей по интересующим их вопросам. Этой активности явно недостаточно для того, чтобы построить иное пространство, способное защитить человека от воздействия физических и социальных стихий. Чаще всего «духовная» деятельность, или «работа», искателя приводит к психологическим компенсациям или к поглощению клочков чужой энергии и быстрой утрате их через свои «течи». Такой искатель не ставит перед собой и целостной задачи строительства (актуализации) высших бытие-тел, понимая, что для постановки и решения такой задачи у него нет ни решимости, ни необходимых средств и условий.

Между тем именно строительство (или актуализация) высших бытие-тел может быть единственным содержанием и единственной целью духовной работы. Такой на протяжении веков была задача буддийских, христианских, суфийских и прочих духовных практик. Сегодня повсеместными являются спорадические и вялые усилия или полное отсутствие усилий при ярком воображении, убеждающем искателя в противоположном.

Каким же образом задача строительства высших бытие-тел может перейти из области фантазии и мечтательности в сферу практики? Как создать прочную ткань внутренней жизни, или Священную Подкладку, которая наполнит и преобразит и внешнюю жизнь, дав ей реальное основание? Речь идет о создании дополнительного пласта, органично связанного с внешней тканью жизни? Вспомним халат Насреддина в заплатах и дырах, подкладка которого сделана из золота и самоцветов.

Однако до самоцветов нам далеко. Эта работа в тишине и тайне над созданием нового целостного слоя себя. Это должна быть сплошная, а не прерывистая подкладка. В ней не должно быть щелей и клочков. Но где взять для этого силы? Какой образ взять за основу? Как построить план работы?

Силы для работы нужно заработать самому. Нужно позаботится об источнике сил и заделать течи. Внимательность подскажет, где искать источник. Конечно же, его следует искать в самом себе. Человек не ворует силу у наставника, а, напротив, отдает ему часть своей для его непомерно большей работы.

Намеченный образ себя и план работы создаются только в пространстве наставника. И в этом же пространстве осуществляется работа. Эта работа может получить благословение Неба, и тогда золото и самоцветы засияют всеми своими свехприродными цветами и красками. Но она может остаться неотвеченной, и к этому тоже нужно быть готовым.

Однако решение принимает не наставник и работу выполняет не он. Наставник только подсказывает решившемуся на подвиг, какие типы подкладок существуют в духовном мире. Есть подкладка, созданная из Священного Безмолвия, из Молитвы, Благодарения и Памяти Себя. Существуют подкладки, название которых Творческий Хаос или Магическая Воля. Есть и другие подкладки. Так же называются и пути, ведущие к созданию этих священных подкладок.

Некоторые называют эту подкладку Богом, другие Царством Божьим, третьи Космическим сознанием, четвертые «золотом», пятые «Жар-Птицей». Гурджиев назвал его «высшим бытие-телом». Многие о нем говорят, но немногие решаются его добыть.

Такие подкладки не могут крепиться к ветхому халату Насреддина – они разорвут его хлипкую ткань. Нужна промежуточная «средняя» подкладка – «среднее бытие-тело», или «тело кесджан». Его также создает упорным трудом решившийся на подвиг, оно создается параллельно с «высшим бытие-телом» из субстанции внимания через наполнения этим чистым вниманием своего физического тела. Толчок и стимул к тонкой и упорной работе по его созданию решившийся получает от наставника, но осуществляет ее самостоятельно и в тайне.

Кому не следует браться за такую работу? Тем, кто хочет каждый свой шаг сверять с наставником, кто надеется получать все указания не от самой работы, а от него, кто привык больше спрашивать, чем делать. И тем, кто рассчитывает обойтись без наставника, кто идет вслепую один, гордясь тем, что он «кошка, гуляющая сама по себе». И тем, кто рассказывает о работе своим друзьям. И тем, кто надеется обмануть Жар-Птицу. И тем, кто не готов щедро отдавать – платить горизонталью за вертикаль. Такой, если он хочет безнаказанно поиграть с серьезными вещами, пусть лучше откажется от этого намерения – это опасная игра.

Остаются немногие, готовые к одиночеству и трудам. Они внимательны к каждому слову мудрости, рождающейся в работе. К таким приходит понимание и помощь.