Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Эзотерика → Музыка: восприятие и осознание. Часть 3

1
Музыка: восприятие и осознание. Часть 3
Ранее приводились воспоминания о песне «The Beatles», как примере группы способной самостоятельно пробить слои замутнённости восприятия в душе меломана и добраться до самых глубин, произведя необратимые изменения, даже у неопытного слушателя. Таких песен, отрывших слушателю новый неизвестный мир, найдётся немало, по душе каждого отдельного слушателя.

Эффект такой, как мне кажется, состоит в сочетании простоты мелодии и тонкости и точности деталей композиции. Мелодия привлекает внимание, слушатель быстро вовлекается в песню и следует её путём. При этом легкая атмосфера обещает приятную и, что немаловажно, знакомую дорогу. А потом, неожиданно, оказывается, что предлагаемый авторами путь гораздо интереснее, необычнее, чем путь привычный для слушателя. Правильные сочетания деталей композиции, гармонии партий и приёмов, показывают слушателю такие нюансы, о которых он прочно забыл, дают ощущения детского непосредственного восприятия, сбивают коросту с души, нанесённую повседневностью. Это сравнимо с любовью, когда человек начинает видеть мир по-иному, как не видел ещё вчера.

Достижение такого состояния далеко не редкость. Многие из слушателей бывали захвачены внезапным чувством, многие прикоснулись к новым, более полным для себя ощущениям, многие обрели более полное восприятие. И это стало очень важным шагом на пути духовной жизни.

Это важнейший момент. Можно сказать, что другого такого может и не быть. Это новое, духовное рождение человека, когда обретаются недостижимые ранее способности очувствования, когда открывается новая картина мира, когда рушатся прежние иллюзорные представления.

Тут многие и останавливаются. Останавливаются на умении достигать такого состояния, когда чувства слушателя попадают в резонанс с содержанием произведения искусства, когда захватывает дух и по телу бегут «мурашки». Это говорит о способности человека почувствовать родное ему выражение чужих чувств. О возможности услышать выбор своего сердца. Многим такое умение представляется достаточным для духовного развития. Мне это кажется сравнимым с умением постоянно влюбляться, но не уметь любить. Да, конечно, такой человек воспринимает мир гораздо полнее и красочнее, чем не испытавший подобного восхождения духа, воспринимает принципиально по-другому, можно сказать становится иным человеком. Но при этом не происходит какой-либо значимой работы с душой, а только повторение одного и того же состояния.

Так среди тех, кто ощутил суть чужого творчества, есть, как только воспринимающие — до резонанса и «мурашек», и есть воспринимающие и осознающие, способные назвать, что они ощутили, и что с ними произошло.


Осознание на третьем уровне обратно написанию музыки, по крайней мере, её основного замысла: требуется не подобрать звуки, выражающие состояние автора, а наоборот — исследователь должен настроить восприятие в унисон с произведением, подобрать состояние, соответствующее услышанной музыке. И для обретения какой-либо точки опоры в этом процессе нам, в первую очередь, понадобятся темп, ритм, мелодия и саунд.

Проще и, думаю, правильнее сначала прочувствовать темп произведения, он во многом определяет его характер: так один и тот же быстрый темп может означать как радость, так и тревогу, но, в любом случае, не покой и не печаль, за это отвечает медленный темп. Средний темп нейтрален и подходит композициям разного характера. Сам темп определяется чаще всего по скорости, с которой звучит инструмент, отбивающий такт, пульс произведения: обычно это делает ударный инструмент.

Пульс является самой яркой частью ритма, который представляется в виде чередования нот, образующих ритмический рисунок. Этот рисунок даёт нам понимание о жанре композиции. Так равномерный ритм (все ноты равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения. Чередование кратких и протяжённых звуков придает музыке динамику, напор. Есть особый приём — синкопа — неожиданное смещение пульса, что сообщает музыке дополнительную упругость, ощущение свободы.

Когда нам уже несколько понятны энергия и манера движения в замысле композиции почувствуем мелодию. Сама по себе мелодия определяется как последовательность связанных между собой звуков, но её роль гораздо выше, чем то, как она определена. Мелодия в музыке - это та основа, без которой пропадает индивидуальность композиции, это то главное, что придает музыке смысл. Она отвечает за чувство, заложенное в музыке. Печальная мелодия, радостная, тревожная, умиротворённая – это легко воспринимается на слух. Именно мелодия является наиболее питательной для души частью композиции, именно на неё обращается внимание, именно она западает в душу как наиболее глубоко проникающий элемент и вызывающий наибольшее воздействие. Поэтому правы и те, кто определяет мелодию как неделимое целое, сконцентрировавшее смысл и образы композиции.

Кроме того, на восприятие влияет саунд – окраска звука инструмента, манера звукоизвлечения. Саунд может задать и атмосферу композиции. Вот прекрасный пример: AC/DC – «Hell's Bell's», где, фактически, студийный эффект, использованный как ритмический инструмент, сразу создаёт нужную атмосферу.



И вообще одну и ту же мелодию можно подать и перегруженной гитарой и акустическим инструментом, что довольно сильно меняет расцветку заложенного ритмом и мелодией характера и чувства.


Metallica – «One»


Apocalyptica - «One»

Довольно часто саунд служит как знак, определяющий музыку по определению близкую слушателю. Слушатель автоматически выбирает близкий ему саунд, дающий необходимую окраску, выбирает как цвет одежды, независимо от покроя.

Надо отметить, что часто изменение саунда означает переход в другой музыкальный стиль, и требует переделки самой музыки - аранжировки. Аранжировка - это любое переосмысление или переоформление музыкального материала - но в пределах узнаваемости оригинала. Может, как полностью изменить и раскрыть содержание и окраску настроения, так и никак не повлиять на изменения.
Вот, допустим, изначальный замысел адаптируется под нового исполнителя.


Joan Baez – «Diamonds And Rust»


Judas Priest – «Diamonds And Rust»

И чем сильнее адаптация. Чем больше изменений вносится в исходную аранжировку, тем дальше разброс настроений и нюансов.


Depeche Mode — «Stripped»


Rammstein — «Stripped»

Изменения в аранжировке могут заходить так далеко, что приводят, чуть ли ни к новой песне.


Bob Dylan — «All Along The Watchtower»


Jimi Hendrix — «All Along The Watchtower»

Таким образом, аранжировка является важнейшим компонентом музыки. Её особая роль ещё и в том, что она может выступать и как первичная (грубая) и как последующая (тонкая) настройка на композицию. Но в этом она не одинока, есть ещё один элемент композиции, который может выступать таким образом – человеческий голос – вокал.

Если отбросить природные особенности голоса вокалиста (тембр, силу, диапазон), что, несомненно, влияет на передачу идеи, но присутствует в любой песне независимо от её замысла, то остаётся приобретённое умение вокалиста подать свою партию — фразировка. Вот здесь каждый человек, выросший в человеческом обществе определяет настроение песни по акцентам, интонациям, усилению или ослаблению голоса, по тончайшим деталям настроения, переданного вместе с мелодией. Понимает так, как не понимает подобного же плана нюансы музыкальных инструментов – сказывается опыт нахождения в человеческом обществе, умение понимать по интонациям, даже неосознанно. Мало того, это звуки первичной сигнальной системы (интонации и акценты) и глубоко сидят в подсознании человека.

Говоря о вокале, надо ещё отметить, что здесь проходит сильный водораздел между меломанами любителями инструментальной музыки и меломанами, у которых есть затруднения в понимании (именно понимании) музыки без вокала. Но зачастую инструменты заменяют человеческий голос.

Вот пример исполнения одной и той же песни, разница в вокале:


Yoko Ono – «Every Man Has A Woman Who Loves Him»


John Lennon - «Every Man Has A Woman Who Loves Him»

И ещё один пример, где классическая фолковая песня с мелодией, прекрасной самой по себе, может быть просто убита неправильной подачей.



Folque - «Harpa» — мелодия даёт нам только общее, хотя и очень выразительное, настроение, жанр сообщает нам, что речь пойдёт о каком-то классическом действии, повторяющемся из века в век и потому всегда актуальном. Но внутренняя динамика, развитие сюжета, его драматичность, индивидуальность держится именно на вокале. На оттенках подачи. Рефрен то жёстко рубится, то жалобно стонет, то распевно тянется и, мы понимаем, что сюжет развивается и, даже можно догадаться, что развитие это не несёт героям ничего хорошего. А убить эту песню проще простого, отдать её филармоническому официальному хору и пусть он пропоёт каждый куплет одинаково, как под копирку и песне конец.

Таким образом, из грубой настройки на композицию, которую мы осуществляем по темпу, ритму, мелодии и саунду мы понимаем основное чувство, заложенное в произведении, его окраску по настроению, темперамент, динамику. Вокал же и аранжировка, кроме того, даёт и более тонкую настройку на тему, индивидуализируют её и служат, таким образом, переходным мостиком к тонкой, межличностной настройке на композицию.

Окончательно мы определяем заложенное содержание в композиции по всей совокупности факторов.

Для незамысловатой песни, композиции основанной на простом ритме и мелодии, этого может быть достаточно, зачастую этим её содержание и исчерпывается. Значительная часть современной эстрады раскроется на этом этапе. Даже очень хорошо, если вообще есть что раскрывать. Зачастую мастера эстрады лепят в одну композицию несочетающиеся или противоречащие друг другу элементы. Можно отравиться, приняв на душу такую музыку. Нет смысла искать в произведении то, чего там нет, и не может быть. Да и не только эстрада: разбавленным, а то и пустым содержанием может грешить и произведение серьёзного жанра.

Но для понимания более сложного и глубокого по замыслу произведения (в любом жанре) требуется более тонкая настройка на композицию. Также понимание инструментала может не быть достигнуто из-за отсутствия вокала и, понять заложенную мысль придётся опять таки, прибегая к тонкой настройке на композицию. Тонкая настройка - это уже задача для исследователя с опытом прослушивания, с «настроенным слухом».


В рамках определившегося в первичной настройке характера и настроения композиции предстоит определить глубину раскрытия темы, точность передачи чувств, широту кругозора автора рассматривающего эту проблему. Необходимо увидеть описанную картину через личность автора, понять его чувства в момент творения. Так в печальной, радостной, тревожной или серьёзной песне должны проступить оттенок печали или радости, причины и обстоятельства происходящего, динамика поступков героя и их последствия.

Кроме того, на полное раскрытие исследователем заложенной в музыке идеи влияет целый рад факторов. Личный талант композитора: ну не может он раскрыть тему, не хватает тонкости и глубины души, акценты выставлены слабо и т.д. Личный талант исследователя: не хватает души и разума для понимания, не хватает опыта. Исследователь, в идеале, должен быть равновелик автору или превосходить его талантом. Влияют метод и средство воплощения замысла: звуки должны быть явлены так, как задумано автором. Влияют метод и средство воспроизведения: оценивать композицию на бегу через один наушник МП3-плейра — гарантированно упустить нюансы. Каждое из этих условий влияет на полное воплощение картины как яркость, контрастность, насыщенность цветом и резкость влияют на изображение на экране телевизора. Избыток одного фактора не компенсирует слабости другого.

Что входит в тонкую настройку на композицию? Входят уже упоминавшиеся нами вокал и аранжировка, но только в своём наиболее полноценном виде, как носители черт, раскрывающих индивидуальные личностные нюансы содержания композиции. Мелодика отдельных партий инструментов, особенно тех, что могут составить конкуренцию вокалу (саксофон, гитара) и вообще любой инструмент, которому по силам передать человеческие интонации, может быть помощью в настройке на композицию.

Ритмический рисунок (работа ударника и ритмический рисунок басиста, риффы ритм-гитары), аранжировки клавишных инструментов, аранжировки духовых, все эти звуки воплощают более жёстко привязанные, чем к солирующим основным инструментам, тонкости настроения. И позволяют скорректировать более точно характер определённой ранее эмоции произведения.

Но главное, что рассматривается на этом этапе, это структура композиции и гармония: самое сложное в тонкой настройке. Гармония – не механическое усложнение простой песни. Когда звучат две мелодии, это полифония. Эти две мелодии могут быть гармонически увязаны, но настоящая гармония, когда одновременно звучат несколько нот, образующих созвучие, но не прямо буквально вырванных из мелодии, а оттеняющих её. Именно набор разных нот, соединенных в условное целое (созвучие, аккорд), даёт глубины, оттенки и богатство заложенной мысли. Без гармонизации мелодия одноцветна и двумерна.

Овладение же структурой позволяет соединить в одном произведении разножанровые блоки не вызывая при этом эстетического отторжения.


«Buckethead» - «Soothsayer (Dedicated to Aunt Suzie)»

Сочетание разных жанров позволяет автору описать любое состояние, действие, ситуацию с любым желаемым эффектом и широтой замысла.

Один и тот же сюжет можно рассказать бесконечным числом способов и даже один и тот же человек может рассказать одну и ту же историю бесконечным числом способов. Дело в сочетании элементов входящих в эту историю. За их сочетание и отвечают структура и гармония.

Вот, я считаю, песни близнецы по содержащимся в них переживаниям и смыслу.


«Led Zeppelin» - «Since I've Been Loving You»


«Big Brother & The Holding Company» – «Ball And Chain»

Есть опасность для искушённого слушателя (а тем более музыканта), что вместо чувств, изложенных в аранжировочных и ритмических партиях, он будет видеть приёмы игры и не сможет перестроиться на восприятие, будет оценивать технику и богатство приёмов. Это уже издержки профессии.

Дальше... дальше момент профпригодности. Композицию надо прожить. Композиция, которая проживается, захватывает целиком. На этот момент аналитика отключается или уходит на дальний план. Это, момент истины для меломана, его олимпийское достижение. Меломан или чувствует чувства автора — или нет.

Этот момент, как неоднократно говорилось ранее, у многих происходит спонтанно. Человек попадает в музыку достаточно полно, если она в основных категоричных точках выражает его жизненный ритм, его темперамент, стиль мышления, гамму чувств, а главное – совпадает с его собственными нюансами поведения в сходных с передаваемыми музыкой ситуациях.

И даже здесь разделение. Большинство меломанов чувствуют третий уровень. В их высказываниях произносятся такие слова как «моя музыка», «родное», на этом уровне живут те самые «мурашки» - особенные существа меломанской вселенной. Но дальше этого уровня сложно пройти тем кто:

1. выбрал (неосознанно, душой выбрал! но выбрал) один стиль, жанр, группу. И не в силах сменить угол восприятия. Всегда сложно понять отличный от своего угол зрения на предмет, причём понять его надо не в диспуте - логически, а образно - через творчество. В этом случае часто помогают дополнительные сведения о предмете изучения: текст песни, история написания и непосредственный повод создания композиции, биография автора, комментарии других исследователей. Но все полученные сведения должны быть пропущены через призму душевного восприятия творчества изучаемого автора, а не механически вырваны из контекста и вставлены в первый подвернувшийся пример.

2. те, у кого есть восприятие, но нет осознания. У кого «мурашки» — высшая точка музыкального развития (что, может, и верно, но всё же так мало для саморазвития).

И ещё. Мало почувствовать третий уровень, надо быть человеком способным полноценно принять прочувствованное, но это зависит от души самого меломана – часть не вместит целого.

После того, как исследователь настроился на композицию и прожил её, он может описать охватившие его чувства, максимально точно показать открывшийся ему замысел, представившиеся ему картины, измерить глубину раскрытия замысла, художественно выразить охватившие его в процессе прослушивания чувства. Проще говоря, исследователь должен добровольно, искренне, написать сочинение на тему «Что это было?»

Прекрасный пример может дать рассказ Карела Чапека «Рассказы из другого кармана (№9) - История дирижера Калины». В этом небольшом рассказе присутствуют все элементы восприятия меломана третьего уровня: и повседневное восприятие окружающего мира как музыки, и восприятие оттенков человеческого голоса, как нюансов исполнения музыкального инструмента и глубокая эмоциональная вовлечённость в воспринимаемый и осознаваемый процесс. Можно, кроме того, отметить, что герой произведения обладает и глубоко развитым восприятием и не менее развитым осознанием, что позволяет ему не сомневаться в своей оценке услышанного.

Черпая материал и вдохновение из свой души, пережитого опыта и опыта полученного ранее исследователь составляет своё резюме об услышанном. Здесь, как и в любом художественном произведении много зависит от литературного таланта исследователя. Он может изложить текст так, что будет понятно лишь ему одному, а может увлечь многих читателей. Это очень важная часть процесса, но касается лишь тех, кто решил рассказывать о своих ощущениях окружающим. Многие меломаны довольствуются именно достижением состояния третьего уровня, сохраняя свои ощущения в душе, может быть, внутреннее оценивая потерю или приобретение своей душевной чуткости, своей человечности.

На этом этапе снова имеет место фраза: «Я слушаю (мне нравится) всякую музыку», и это правильно. Потому что стили музыки становятся формой, одеждой, обёрткой и состоявшийся слушатель может видеть одну тему в разных формах:


U2 – «Drowning Man»


John LennonPlastic Ono Band – «Working Class Hero»


AC/DC – «The Furor»


Genesis – «Dancing With the Moonlit Knight»