Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Психология → Дидактика: теория и практика обучения

         Термин «Дидактика» употреблялся в педагогических сочинениях. В 17 веке Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1657) разработал главные вопросы Дидактики: содержание образования, дидактические принципы и правила наглядности, последовательности, природосообразности и др., организацию классно-урочной системы.

        В ходе человеческого общения существует интеллектуальная метаморфоза: данное научное понятие завоевывает внезапно значение, которое абсолютно ему несвойственно. Такое случилось с термином "дидактика". В своем верном значении – дидактика - это раздел педагогики, который разрабатывает научные основы обучения и образования. Но люди (что не знакомы с педагогикой) считают, что "дидактика" – это склонность к поучению, к нарочитому морализаторству. Дидактика как наука к этому явлению отношения не имеет.

        Главные положения дидактики обогащают совместную культуру мышления и общения. Для того чтоб понять сущность и роль принципов дидактики необходимо построить логическую цепь следующих понятий: "закономерность" - "теория обучения" - "принцип" - "форма" - "метод" - "прием" - "средство". Несложно понять направление расположения данных понятий: от теории - к практике.

         Считают, что закономерность - это нужные и постоянные связи и отношения между дидактическими явлениями. В дидактике знакома такая закономерность: усвоение всегда протекает в процессе активной умственной деятельности обучаемых. С данной закономерностью связан принцип активности и самостоятельности в обучении. Следовательно, закономерность – теоретическое положение. Закономерность отвечает на вопрос, что установлено. Принцип отвечает на вопрос, как закономерность может быть реализована на практике.

         Обучение определяется в дидактике как двухсторонний процесс, который осуществляется педагогом и учащимся в их взаимодействии. В данной ситуации учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и методами познавательной деятельности. В ходе обучения также осуществятся и цели образования. Под образованием понимают процесс и результат овладения систематизированных знаний, умений, навыков, интеллектуальное развитие обучаемых.

         Дидактические принципы можно определить с помощью содержания, формами и методами учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.

         Осуществление принципов обучения разрабатывается в теории обучения. В современной дидактике достаточно знакомы теории проблемного обучения и др.

         Если учесть закономерности, принципы обучения, и содержание образования, то предпочтение отдадут какой-либо конкретной форме обучения. При том, что формы - это способы организации обучения, значит методы - это способы взаимодействия с обучаемыми. В метод входит определенный порядок приемов. То есть, прием - это органическая деталь метода.


        Следовательно, теория, методы и приемы обучения осуществляют закономерности и принципы дидактики. При этом средства обучения - визуальные, звукотехнические, кинематические и др. - являются определенным языком дидактики.