Реализация дидактических принципов в предметных методиках - это, по сути, частный эпизод связи теории с практикой. Необходимо осмыслить механизм этой связи.
Целями изучения предмета являются общеобразовательное, интеллектуальное развитие обучающихся, основание профессиональных установок, формирование личности. Чтоб осуществить данные цели в предметных методиках, необходимо применять возможность позиций обучения. Такое осуществление тесно соединено с содержанием учебного предмета, деятельностью педагога - преподаванием, занятием обучающихся - учением. При этом принципы обучения ориентируют педагога на то, каким образом - в зависимости от специфики учебного предмета - выбрать формы, методы, приемы средств обучения. И здесь любой принцип обучения становится дидактическим "вектором" по отношению к методическому мышлению педагога-практика. Всеобщее знание дидактики и, в основном, принципов обучения является основанием методической культуры педагога, преподавания им какого-либо определенного предмета.
Подчеркнем, что осуществление дидактических принципов в предметных методиках является в то же время и наукой, и искусством. Когда педагог постигает природу дидактических принципов, его мышление сродни научному. Когда же он обдумывает практическое осуществление принципа в ходе преподавания тот или иной научной дисциплины, он действует в сфере искусства. Дидактические принципы - это система научных установок (думать, что это комплект готовых рецептов - неверно). Преобразование теоретической предпосылки в практику преподавания есть профессиональное искусство. Следовательно, успешность осуществления дидактических принципов в предметных методиках устанавливается совместной педагогической культурой учителя.
Такая культура содержит в себе, в основном, организационные, коммуникативные, проектировочные и предметные умения. Последние содержат в себе характерные умения, которые соединенные с преподаванием какого-либо определенного предмета. Например, преподавание химии требует от учителя обладания такими умениями, как проведение химического эксперимента, его снабжение и разбор при следовании правил техники безопасности, а это, в своей степени, требует от педагога грамотного осуществления позиций доступности, системности, отношения теории с практикой, прочности освоения.
Отношение дидактических принципов с предметными методиками не односторонни. Здесь необходимо иметь в виду совместную диалектику связи теории и практики. Дидактические принципы, являются одной из теоретических предпосылок предметных методик, обогащаясь за счет последней. Именно в этом выражается творческая взаимосвязь дидактических принципов и предметных методик.
В заключение обратим внимание на некоторые моменты независимого исследования этой темы. Здесь имеются четыре группы главных источников. Первая группа источников - справочная литература характера энциклопедий, педагогических словарей, справочников. Здесь предоставляется объяснение таких понятий, как "педагогика", "дидактика", "принцип", "методика". Вторая из них - учебные пособия вузов по педагогике. В основном встречается область "Теория обучения и образования (дидактика)". В данной области характеризуются содержание образования, процесс обучения, захватывая принципы обучения, организационные формы процесса обучения, его методы и средства. Третья группа источников содержит в себя пособия, которые излагают методику преподавания определенных предметов. Такие пособия содержат в себе две области: общетеоретический (дидактический) и методический. Четвертая - посвящена методике и технике проведения определенных форм занятий - уроки, лекции, семинары, практические, лабораторные занятия.
Пользуясь данными источниками, а также данной главой настоящего учебника, студенту нужно понять общее содержание дидактики как теории обучения, суть подобных понятий как закономерность, позиция, форма, метод, прием обучения в их связи, механизм осуществления дидактических принципов в предметных методиках.
Сначала возможно покажется, что все данные задачи и вопросы носят узкопрофессиональный характер. Но достаточно значимо постигнуть их с позиции общепрофессиональной подготовки специалиста, который ожидает просветительскую деятельность, обучение профессионального мастерства своих менее опытных, менее квалифицированных коллег, профессиональное общение.