Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Психология → Мастерство педагогического общения

          На устанавливающую роль и значительный смысл педагогического общения в учебно-воспитательном процессе свидетельствовали многие выдающиеся педагоги. Антон Семёнович Макаренко подчеркивал необходимость для учителя изучать технику педагогического мастерства, технику педагогического общения: "Необходимо уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и данное чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать об отдельных признаках душевных движений. Педагогическое мастерство содержится в постановке голоса воспитателя, а также в управлении своим лицом. Педагог не может не играть; то есть не существует педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен объединять эту игру с вашей прекрасной личностью... Я стал истинным специалистом лишь тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".

          Несмотря на общеизвестную истину "убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса", большинство, так сказать "педагогов" применяют в педагогическом общении наиболее вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы. Собственно от этих касаний отрочество и выглядит пустыней... Слово щадит и бережет душу подростка только лишь, когда оно честное и исходит от души воспитателя, когда в нем нет обмана, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога обязано, главным образом, успокаивать". Часто педагогическое общение подменяется поучительным пустословием педагога, которое в свою очередь порождает у обучающихся лишь одно желание: скорее дождаться его конца. Василий Александрович Сухомлинский по данному поводу писал: "Любому слову, которое звучит из стен школы, надлежит быть обдуманным, умным, целенаправленным, полновесным и - это значительно важно - устремленным к совести живого определенного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а напротив - чтобы цена слова устойчиво повышалась".

         Самых серьезных заинтересованностей заслуживают рекомендации Василия Александровича Сухомлинского о методах общения на занятиях. Он бескомпромиссно выступал против ненужного возбуждения психики обучающихся увеличенным тоном, усилием, против перегрузки речи педагога информацией, против ненужных повторений и проблем. Педагог, по мнению Василия Александровича Сухомлинского, обязан делать обучающимся "то, что подсказали ему мудрые размышления", а не то, "на что его толкает сиюминутное быстротечное настроение".


         Общение (в основном, педагогическое) – считается одним из самых модных тем современной психологии. Учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них какое-либо эмоционально-смысловое отношение - симпатию, озабоченность, неприязнь, а вот безразличные им ученики остаются обделенными учительским вниманием. Учитель расположен лучше относиться к более "интеллектуальным", дисциплинированным, исполнительным ученикам. После них, на втором месте находится пассивно-зависимые и спокойные. На третьем - "растяпы", поддающиеся воздействию, но плохо управляемые. Одни из самых нелюбимых – это самостоятельные, энергичные и самоуверенные школьники. Значительной является внешность школьника. Так, в одном из экспериментов четыремстам учителям предложили для оценки "личные дела" учеников. Смысл состоял в том, чтоб установить степень интеллекта школьника, отношение его родителей к школе, его планы по отношению дальнейшего образования, отношение к нему ровесников. Секрет заключался в том, что всем предоставлялось одно и тоже дело, но к нему были применены две различные фотографии - заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная. Как выяснилось, что "привлекательным" детям при остальных одинаковых ситуациях учителя приписывали более высокий интеллект, наилучший статус в группе ровесников и даже родителей, больше выявляли желание заниматься их воспитанием.


Мастерство педагогического общения



         Учитель, как выяснилось, непреднамеренно тянется больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, прямо перед ним, и что эти школьники оцениваются им при других одинаковых ситуациях более высоко. Если у учителя безукоризненный почерк, то он отдает предпочтение "каллиграфовам"; он весьма чувствителен к отклонениям речи и даже к... звуку голоса. Это, словно, обратная сторона субъективного, дифференцированного отношения педагога к разным учащимся, которое, в основном, необходимо лишь приветствовать.


           В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи разделили учителей на три типа. "Проактивный" учитель активен в организации общения в классе, причем общение и групповое, и парное (учитель-ученик). Он отчетливо индивидуализирует свои контакты с учениками. Однако его инструкции изменяются в соответствии с опытом, то есть такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сформировавшейся установки. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его личном поведении либо поведении учеников содействует достижению данного результата.

         "Реактивный" учитель также непостоянен в личных инструкциях, однако он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Разница в его инструкциях на некоторых учеников - не отличие в его стратегии, а отличие в поведении самих школьников. Иными словами, не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него нечеткие цели, он приноравливается и подстраивается к ученикам.


         "Сверхреактивный" учитель, который обнаруживает личные отличия, сразу же основывает абсолютно неосуществимую модель, утрирующую данные отличия во много раз и полагает, что данная модель и есть реальность. Если ученик немного инициативнее остальных - в его глазах он бунтарь и хулиган, а если немного инертнее - лодырь и кретин. Такой учитель имеет дело не с настоящими, а с придуманными им учениками и ведет себя подобающим образом. А придумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них настоящих, абсолютно нестереотипных школьников. Ученики при этом - его субъективные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма.


Педагогическому общению надлежит быть не тяжким долгом, а натуральным и даже оживленным процессом взаимодействия. Далее рассмотрим, каковы слагаемые наилучшего педагогического общения.

          Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - их любовь к нему. Существует много педагогов, которые рассуждают приблизительно так: любят меня - хорошо, не любят - тоже не беда: позже поймут, что я делаю для них. Это в абсолютно ошибочное мнение. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а сильный положительный фактор педагогического процесса. Проанализировав творческую мастерскую знаменитых педагогов, специалистов педагогического цеха: Виктора Фёдоровича Шаталова, Софьи Николаевны Лысенковой, Михаила Петровича Щетинина, Николая Петровича Волкова, Евгения Николаевичя Ильина и других, можно понять, что объединяет этих весьма разнообразных людей и специалистов то условие, что все они чрезвычайно любимы своими учениками, которые, словно, проносят эту любовь сквозь все свое существование. Нередко говорят и пишут о подобной любви как о вознаграждении мастера, хотя это сильное средство и основное условие успеха педагогического общения, всего педагогического процесса.

         Вторым условием успешности педагогического общения является владением психикой и приемами общения, то есть педагог обязан быть хорошо подготовлен как практический психолог. Очень жаль, что данная подготовка даже в педагогических вузах оставляет желать наилучшего. Остается призвать педагогов к самообразованию в данном направлении и проявить надежду на стремительные и положительные перемены в нашем педагогическом образовании.

         И, в конце концов, третье условие составляющего успеха - это накопленный опыт, то, что в повседневной практике называется "сначала умение, а потом мастерство". Нужно разобрать чужой опыт, а самое важное, накапливать свой.

        Педагогически талантливый человек, который овладел педагогической теорией и сделал педагогический труд важнейшим содержанием и смыслом своего существования, просто невозможно разминуться с успехом.