Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Психология → Упражнение и приучение

        К.Д. Ушинский говорил, что «привычки приживаются с помощью повторения n-числа раз какого-либо действия, пока не установится склонность к этому действию. Повторять одни и тех же действий - это необходимое условие становления привычки». А.С. Макаренко требовал «стремиться к тому, чтобы у детей как можно лучше сформировывались хорошие привычки, а для этого необходимым является стабильное упражнение в правильном поступке».

         Упражнение занимает значительную должность в обучении, это зависит от того, что оно лежит в основе развития способностей и формирования навыков, на всех его практических и практико-теоретических стадиях.

        Упражнение (приучение) как способ педагогического влияния используется для разрешения различных задач морального, физического и эстетического восприятия и формирования. Без регулярного употребления рационально назначенных упражнений невозможно достичь результативности воспитательного труда.

         Невозможно воспитать смелого, отважного человека, если не оставить его в такой ситуации, где он смог бы проявить мужество.

         В практике воспитательной работы используются три вида убеждений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнение и приучение


         Упражнения в разнообразной полезной деятельности обладают целью развить привычки в труде, в общении воспитанников со старшими, а также друг с другом. Самое важное в данном виде упражнений это то, чтобы его польза осмысливалась воспитанником, чтобы он, при ощущении радости и удовлетворения от итога, привыкал самоутверждаться в труде и, непосредственно через труд.

         Режимные упражнения — это упражнения, главным педагогическим эффектом от использования которых приносит не конечный счет, а хорошо основанный процесс — то есть режим. Если придерживаться лучшего распорядка в семье и учебном заведении, то это может привести к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними запросами, а это благотворно воздействует на здоровье, физические и интеллектуальные возможности воспитанника и, в результате, на итогах его деятельности.

        Любые нарушения порядка педагогического процесса — это не только видимый убыток (нарушенная либо деформированная деятельность, несостоявшаяся экскурсия, задержки, которые вошли в привычку и т.д.), но это еще воспитание непочтительности к учебному процессу, воспитание необязательности и распущенности. Все упражнения в учебном заведении необходимо чтоб были режимными, а всякий эпизод нарушения порядка должен анализироваться как чрезмерный случай.


         Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, которые имеют цель – выработать и закрепить умения и навыков.


        В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к осуществлению простых правил поведения, которые связаны с внешней культурой. Так, например, первоклассников тренируют подниматься при входе учителя в класс, молодых солдат тренируют верно наматывать портянки, заправлять постель по определенным правилам, приветствовать старших по званию и т.п.

        Специальные упражнения также используются для преодоления недостатков. Так, например, нарушителя дисциплины назначают ответственным за порядок, неопрятному доверяют долг санитара, а самого эгоистичного просят от имени всех проведать больного товарища.

         Следовательно, упражнения обращены изначально на объединение и руководство деятельностью и поведением воспитанников. Упражнение лишь на самых ранних этапах можно анализировать как обычное повторение. В дальнейшем, упражнение — это процесс совершенствования навыков.

«Упражнение – мать учения!»