Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Психология → Цели образования и воспитания

Также следует отметить, что в процессах воспитания и формирования имеются отличия. Если сравнивать с образованием, где главная цель - есть формирование познавательных процессов индивида, его способности, усвоения им сведений, воспитание назначает целью развитие индивида как личности, его отношение к сфере, окружению и связей с ним.


          Воспитательный процесс в значимом уровне имеет целеустремленный характер. Он предполагает обусловленное течение воспитательных попыток, понимание их заключительных задач и взглядов, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения данных задач. Цели и задачи воспитания устанавливаются идейными и ценностными установками, которые провозглашает какое-либо общество.


         В мировой педагогической теории и практике считается, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных условий, находиться в зависимости от того, каким принципам и точкам зрения придерживаются люди, находящиеся у власти. Воспитание юного поколения обязано основываться на стабильных, вечных идеях и ценностях. Следовательно, в качестве идейного основания всей системы воспитания должны быть сформированные и испытанные многолетней практикой принципы гуманизма.


        Понятие гуманизм достаточно многозначен, так как на протяжении истории его содержание изменялось. Гуманизм - изначально означает человечность: то есть, любовь к людям, высокую степень психологической толерантности, снисходительности в человеческих связях, почтение к личности и ее совершенству. В итоге, термин гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в основе которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм - это совокупность идей и ценностей, которые утверждают универсальную важность человеческого существования в целом и отдельной личности в частности.


Цели образования и воспитания



          При таком толковании гуманизм как обусловленная система ценностных ориентаций и установок приобретает смысл социального идеала. Человек рассматривается как высшая цель социального воспитания, в ходе чего снабжается сотворение нужных обстоятельств, для абсолютного осуществления всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере существования, высокого расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современном толковании гуманизма упор делается на единое, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее умственных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Итак, с точки зрения гуманизма, завершающая цель воспитания заключается в том, чтобы каждый человек имел возможность быть полноценным субъектом деятельности, знания и общения, иными словами свободным, самодеятельным существом, ответственным за все случающееся в этом мире. Таки образом, предел гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс формирует предпосылки для самореализации личности, обнаружения всех заложенных в ней врожденных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.


          С содержательной стороны осуществление принципов гуманизма в воспитательном процессе значит проявление общечеловеческих ценностей. В понятие "общечеловеческие ценности" в нашем случае вложено два смысла, которые друг друга дополняют.


Первый: общечеловеческие ценности - это ценности важные не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальная группа, класс), а как то, что имеет смысл для всего человечества. Они в любой форме свойственны всем общественным единствам, общественным группам, людям, хотя у многих проявлены разным образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического формирования какой-либо страны, ее религиозных обычаев. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, возможно отказ от навязывания позиций, установок, позиций какой-то определенной общественной силы, упор на духовно-нравственное, умственное и эстетическое формирование личности, на основании постижения ею всей культурной обеспеченности, накопленной в истории человечества.


Второй: общечеловеческие ценности - это максимальные, исторически и социально нелокализируемые ценности, имеющие совершенный характер и вечные ценности. Религиозные люди, которые осмысливают общечеловеческие ценности с точки зрения религии, полагают, что эти ценности обладают божественной природой. В их исходном положении лежит идея Бога как абсолютного олицетворения Добра, Истины, Справедливости и т. д. Для атеистов за общечеловеческими ценностями стоит долголетний опыт человечества, его потенций и тяготений.


           Еще уделим внимание одной важной установки содержания воспитательного процесса, которая вытекает из принципов гуманизма. Гуманизм анализирует человеческую личность в качестве высшей ценности, отдает приоритет общечеловеческому началу, возражает идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей. Изначально термин "гуманизм" означал "человеколюбие".


          Гуманистический подход вынуждает, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса необходимо рассматривать сотворение предпосылок для самореализации личности.


         Гуманистическая ориентация организации может быть осуществлена только в надлежащих формах учебно-воспитательного процесса (гуманистическая педагогика). Гуманистическая педагогика предполагает большой уровень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на оживание активности и инициативности обучаемого, использование в связях педагога и ученика важных принципов педагогики сотрудничества.