Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Психология → Дидактика, ее принципы

         Обучение – целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которой осуществляется образование, воспитание, развитие обучаемых и усваиваемые отдельные опыты обучения.


          Преподавание – целенаправленный процесс, для формирования у обучаемых устойчивых знаний, умений, навыков (ЗУН).

Дидактика - это часть педагогической науки, которая раскрывает в наиболее общем виде теоретические основы обучения и формирования. В дидактике эти основы сформулировали и выразили в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания формирования, конфигураций и способов преподавать и учить, стимулировать и контролировать практически все системы обучения.


Главной неотъемлемой долей дидактики являются принципы обучения. Это важнейшие возглавляющие положения, которые отражают закономерности педагогического процесса и ориентируют педагога на результативную организацию обучения, наилучшее использование в ней форм, способов и средств обучения слушателей, на рациональный отбор содержания обучений.


Дидактика, ее принципы



          Изначально представление о дидактических принципах ввел Я. А. Коменский, его также именуют отцом педагогики. На современном ступени к количеству общедидактических принципов обучения относят:

1) устремленность обучения - обусловливается комплексным решением вопросов формирования и развития всесторонне развитой личности;

2) тесную взаимоотношение с жизнью - характеризуется выходом в практику;

3) регулярность, последовательность, постоянство - снабжаются обдуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логическим следованием друг за другом и рядом с другими, увеличением степени затруднений в содержании дисциплин в пределе продвижения от одной системы обучения к другой, от одного вида учебного заведения к другому; питание зависит от формирования, оно стабильно основывается на достигнутой степени развития. Люди поддаются развитию и формированию по-разному. Здесь назначающую роль играют конкретные условия и отношения наставника и ученика в данном процессе.

Дидактика, ее принципы


Гербарт(1776-1841) полагал, что развитие нравственного человека - это основа идеи о согласованном формировании всех способностей.

Дидактика, ее принципы


       Дистервег(1790-1886) действовал в кругу народной массовой школы. Главный педагогический труд - Руководство к образованию немецких педагогов. Здесь выражены две взаимосвязанных позиции занятия и развития – это природоссобразность и культуросообразность.

Дидактика, ее принципы



Русский педагог В. Г. Белинский(1811-1848) установил гуманистические и демократические подходы к развитию и формированию.


Дидактика, ее принципы



           Основной пункт педагогической концепции Л. Н. Толстого (1828-1910) – это мысль свободного воспитания. Он говорил, что воспитание есть прежде всего саморазвитие.

Дидактика, ее принципы


     К. Д. Ушинский (1824-1871) – являлся основателем научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции - позиция народности, он может осуществиться, непосредственно, через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее значимую должность он отдавал идее труда как ведущего фактора формирования личности.

Дидактика, ее принципы


     A. С. Макаренко (1888-1939) разработал согласованную, гармоничную педагогическую систему, методологическим основанием ее есть педагогическая логика, которая истолковывает педагогику как почти рациональную, разумную науку. Основанием методики системы развития является идея воспитательного коллектива.

Дидактика, ее принципы


B. А. Сухомлинский (1918-1970) - сторонник гуманистического воспитания.


4) доступность обучения - определяется степенью познавательных потенциалов обучаемых. Степень обучения должно быть достаточно высокой, но достижимой;

5) наглядность обучения - снабжается введением в учебную деятельность разнообразных видов восприятия сведений, памяти, типов мышления и т. п.;

6) наилучшее совмещение словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных способов обучения - зависит от условий занятия, степени подготовки обучаемых и педагогического мастерства педагога;

7) целесообразное соединение фронтальных групповых и личных форм занятия - достигается умелым чередованием общественной учебно-воспитательной работы (одновременно со всей группой обучаемых) и естественного влияния на одного из обучаемых;

8) осмысленность, энергичность, независимость обучения - достигаются увеличением ответственности обучаемых за итоги своей учебы и их раскрепощенностью в ходе познавательной, трудовой и игровой деятельности;

9) крепость, осмысленность и эффективность сведений и навыков - снабжаются творческой связью к учебно-воспитательному процессу и со стороны педагога, и со стороны обучаемых.


Младший школьный возраст - от 6-7 до 10-11 лет.

Средний школьный возраст—от 10-11 до 15 лет.

Старший школьный возраст - 15-17 лет.

           Учет возрастных особенностей - один из главных педагогических позиций. Основываясь на них, преподаватели регламентируют учебную нагрузку, определяют важнейшие объемы загруженности различной деятельностью, назначают наиболее благоприятный для формирования режим дня, работы и отдыха.