Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Эзотерика → Бога нет. Но Бог – есть! (часть 1)

Заранее приношу извинения тем, кто усмотрит в моем скромном труде сходство со своими или с чужими концепциями – ведантой, дзен-буддизмом, или чем-либо подобным. Как говорят в подобных случаях киносценаристы, всякое сходство - случайно. И если я в ходе своих изысканий неизбежно пришел к таким же выводам, как и другие, значит – мы вместе, скорее всего, на правильном пути. Также следует отметить, что изложенные здесь суждения не являются окончательными и завершенными, поскольку абсолютных истин, как известно, не бывает.

Перед дальнейшим изложением необходимо определиться с некоторыми терминами, которые будут упоминаться ниже, и которые могут быть незнакомы неподготовленным читателям.

Реинкарнация – метафизическая концепция, согласно которой при рождении живого существа оно получает духовную сущность (душу), ранее принадлежавшую уже умершему организму. Гипотеза о реинкарнации, не будучи строго доказанной экспериментально, тем не менее имеет ряд косвенных подтверждений, полученных научным путем.

Карма – эзотерический термин, обозначающий «деяние» и описывающий динамическую взаимосвязь всех явлений, непрерывную цепь причин и следствий, имеющих место в человеческой жизни. На самом деле понятия реинкарнации и кармы являются очень многосторонными и зачастую противоречивыми, в зависимости от религиозно-философской системы, в которой они применяются.Подробное обсуждение этих вопросов само по себе заняло бы не один том, но я полагаю, что для целей дальнейшего изложения данных определений будет достаточно.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.Данное явление было подробно изучено грузинским психологом Д.Н.Узнадзе и его последователями.Несомненным достоинством представителей этой научной щколы является то, что в своих суждениях они опираются на научные эксперименты, без включения недопустимой дозы непроверенных гипотез и домыслов.

Принцип неопределенности Гейзенберга - если глубоко не вникать в терминологию квантовой физики, заключается в невозможности точно определить состояние объекта из-за воздействия в процессе измерения на этот объект самого наблюдателя. Наблюдатель решает, каким образом он будет осуществлять измерения, и в зависимости от его решения получают характеристику свойства наблюдаемого объекта.

Вначале необходимо определиться с некоторыми простыми вопросами: чего хотят, осознанно или неосознанно, большинство людей? Хотят они, как минимум – прожить жизнь с наименьшими трудностями, как максимум – благоприятной “посмертной” участи. Как же этих целей это большинство людей пытается достичь? По-разному, но обязательным условием является хотя бы попытка понять (или узнать со слов других, уже знающих), что для достижения этих целей нужно делать (или напротив - не делать). И если продолжить это логическое построение, то по исключению промежуточных звеньев рассуждений все сведется к извечным вопросам – о наличии или отсутствии Бога, цели существования человечества, смысле жизни отдельного человека. И решает эти вопросы, конечно же, сам человек – путем познания окружающего мира и себя самого, и как правило - без какой-либо “потусторонней” подсказки.

В этом месте моего изложения предполагается поток негодования от представителей всех без исключения религий и эзотерических школ, которые утверждают о непосредственном познании Истины их пророками, да и рядовыми сторонниками соответствующих учений. Что делать, я оперирую только категориями, которые мне непосредственно доступны, и которые одновременно могут быть доступны любому, не “посвященному” человеку.Вообще, эзотерика – это то, о чем в принципе бессмысленно писать, говорить, или что-то обсуждать в расчете на полное понимание других людей, поскольку эзотерические откровения очень субъективны и непередаваемы на уровне абстрактного (то есть словесного) мышления.

Итак, обычный (не эзотерик) человек пытается познать бытие, чтобы ответить на вышеизложенные вопросы.Что он для этого делает? Говоря примитивно, человек воспринимает окружающий мир (и себя самого) с помощью органов чувств, обрабатывает полученную информацию в своем сознании, и полученные результаты, в виде словесных формул, осознает сам и передает другим людям. При этом на процесс познания накладываются ограничения, свойственные человеческой природе - в виде возможностей органов чувств, мыслительного аппарата и способов коммуникации, то есть средств общения.И если несовершенство органов чувств мы пытаемся устранить с помощью все более сложных приборов наблюдения, несовершенство мыслительного аппарата – с помощью компьютеров, то несовершенство способа коммуникации неустранимо принципиально. И дело здесь не в наличии или отсутствии нужного набора словесных понятий, или в невозможности пересылать мысли напрямую – гипотетически и это можно когда-нибудь решить.

Главная проблема - в самом принципе устройства человека, как биологического вида – устройства телесного и психического. Человеческая личность воспринимает мир как трехмерное (объемное) пространство, в котором перемещаются определенные объекты и происходят определенные события, причем это совершается на протяжении конечного временного промежутка, необратимо текущего из прошлого в будущее. Особенность нашего сознания еще и в том, что на самом деле для нас нет ни прошлого (уже случившиеся события сохраняются для нас только в памяти), ни будущего (которое еще не наступило, и поэтому неизвестно), а есть только настоящее – непосредственно воспринимаемый нашим сознанием промежуток времени, который в свою очередь бесконечно мал – поскольку сам по себе любой измеримый промежуток времени для нас уже содержит в себе и прошлое, и будущее.

То есть с этой точки зрения совершенно непонятно и непостижимо, что же из окружающего мира фактически воспринимает наше сознание? И вот в этом движении по “стреле времени” бытие воспринимается нами как совокупность дискретных событий, каждое из которых является причиной и следствием другого события, хотя степень этой дискретности (делимости на условно самодостаточные части) как в пространстве, так и во времени обусловлена нами чисто психологически. Субъективно мы воспринимаем мир как фрагменты бытия, предметы (объекты), на которые что-то или кто-то (субъекты) воздействует, вследствие чего с этими предметами происходят изменения, воспринимаемые нами в трехмерном мире, на протяжении определенного отрезка времени. Такими нас создала природа (или Бог, если угодно), поскольку именно так мы можем выжить в нашей экологической нише, как биологический вид. И вот с такими “инструментами” мы пытаемся познать то, что заведомо сложнее этих инструментов – не напоминает ли это попытку заглянуть в соседнюю комнату через стену?

Возможно, такой подход – обычный агностицизм, но с применением к моим рассуждениям этого “бранного” слова причины этих рассуждений не отменяются.Все это говорится только с одним намерением – уяснить себе не только поставленную цель, но и возможные средства ее достижения. Для большинства людей (не эзотериков) недоступно другое познание мира, кроме непосредственного восприятия фактов, их проверки на правильность, сопоставления с имеюшимися гипотезами и создания уже новых гипотез – то, что называют научным познанием. В дальнейшем я и буду его придерживаться, поскольку другого надежного способа отвечать на вопросы подобной сложности не существует.

Как же мы познаем бытие? Все многообразие наших ощущений, через которые человек (и другие живые организмы) воспринимает окружающий материальный мир, можно обобщенно свести к восприятию субъектом (наблюдателем) некоторого объекта (системы, состояние которой нужно определить). В решении этой общей задачи наука не видела никаких проблем (мир представлялся полностью познаваемым) до тех пор, пока масштаб наблюдаемых объектов не стал сопоставим с размерами элементарных частиц. Оказалось, что на этом уровне точно определить состояние наблюдаемого объекта невозможно в принципе – об этом и говорит принцип неопределенности Гейзенберга.

Согласно классической версии квантовой механики, при взаимодействии наблюдателя и квантовой системы происходит редукция (мгновенное изменение) всех состояний системы - за исключением одного, фиксируемого наблюдателем. То есть при наблюдении устраняется неопределенность состояния системы, путем выбора одного из множества вариантов. Но это привело к другому неустранимому противоречию, связанному с влиянием на систему самого измерительного прибора, который сам неизбежно изменяет и ее, и свое состояние. А поскольку общие законы физики должны быть применимыми на всех уровнях строения материи, то данная ситуация поставила под вопрос вообще все существовавшие до этого концепции мироздания. Проще говоря, полностью объективное (то есть независимое от сознания наблюдателя) отображение бытия оказалось невозможным. Из этого следует извечный для философов всех времен вопрос: что мы познаем, окружающий мир как объективную реальность, или некую субъективную иллюзию, разную для всех?

Попробуем в этом разобраться.

1.Сознание и возникновение Вселенной
Сейчас считается общепринятой теория, что Вселенная возникла около 20 миллиардов лет назад в результате так называемого Большого взрыва, то есть непонятного пока науке процесса мгновенного возникновения «из ничего» и последующего расширения вещества. Возникает как минимум два закономерных вопроса: что было до Большого взрыва, и почему этот процесс произошел?

Объяснение этому нужно искать в ответе на извечный философский вопрос: что первично – материя или сознание? Не вдаваясь в подробности различных интерпретаций, можно с уверенностью сказать одно – ни одна из существующих версий пока не доказала свою полную неоспоримость.Напрашивается вывод – истина может объединять в себе оба ответа, то есть материя неотделима о сознания, и это можно обосновать следующим, вполне научным способом.

По законам классической (как ньютоновской, так и релятивистской) физики, нельзя передать информацию (и совершить любое перемещение) быстрее скорости света. Но в экспериментах обнаружилось, что электроны способны обмениваться информацией о состоянии друг друга (характеристикой своих спинов) мгновенно. Это состояние получило название квантовой запутанности (entangled states). На русский язык это словосочетание еще можно перевести как «состояние сцепленности». Квантовая запутанность — состояние неразрывной целостности, единства, а «запутанное» состояние — это состояние системы, которую нельзя разделить на отдельные, полностью самостоятельные и независимые части. В частности, согласно принципу неопределенности Гейзенберга невозможно однозначно определить все характеристики элементарной частицы при ее наблюдении – в момент их измерения определяется только одна из них, то есть «запутанность» проявляет себя в каком-то одном своем качестве.

До недавнего времени этот так называемый постулат редукции волновой функции считался справедливым - именно им объяснялся однозначный вид окружающей реальности, и предполагалось, что все остальные альтернативные члены суперпозиции (неизмеренные характеристики функции) при измерении коллапсируют, исчезают. Говоря простым языком, весь вопрос сводился к тому, существует ли одновременно множество «картин» реальности и мы, в принципе, способны выбирать между ними, или все они «схлопываются» в одну – ту которую мы видим, а другие увидеть никогда не сможем. Процесс «проявления» классического мира из нелокального источника (из так называемой суперпозиции) получил в квантовой механике название декогеренция. В результате этого процесса для нас появляются «плотные» локальные объекты окружающего мира, в том числе различные классические поля, например, электромагнитное или гравитационное.

Это «материализация» объекта «из ничего». Но эта теория не объясняет сущность самого процесса измерения, то есть взаимодействие наблюдателя и объекта, ведь наблюдатель – такая же квантовая система и подчиняется таким же закономерностям, наблюдаемый объект и наблюдатель представляют собой замкнутую систему. Тривиальным примером замкнутой системы является человек и окружающая его Вселенная. Такая система находится в суперпозиционном состоянии, т.е. каждый из нас находится в смешанном, запутанном состоянии со всем окружающим миром. Тогда что же является результатом измерения, то есть получается ли при измерении (обобщенно говоря, при любом наблюдении) какая-то объективная истина, не зависящая от субъективного состояния наблюдателя?

В середине ХХ века физик Эверетт предложил свою теорию, согласно которой редукции при измерении не происходит: в результате взаимодействия квантового объекта и измеряющего прибора происходит реализация всех возможных квантовых состояний объекта - Вселенная «ветвится», порождая изолированные миры, в которых реализуются все потенциально возможные состояния объекта (альтернативы). При этом наблюдатель может оказаться в любом из эвереттовских миров, в зависимости от результата измерения. Применительно к макромиру это можно сформулировать следующим образом: при взаимодействии объекта (материального мира) и наблюдателя (человека) не происходит какого-то однозначного изменения ни в объекте, ни в наблюдателе – просто в «параллельных Вселенных» события развиваются во всех возможных вариантах. Например, подброшенная монета в разных эвереттовских мирах упадет и орлом, и решкой, и даже на ребро.

Но как именно происходит выбор альтернатив? Согласно теории, разработанной российским физиком М.Б. Менским и получившей название РКЭМ (расширенная концепция Эверетта-Менского), способность человека (и любого живого существа), называемая сознанием – это то же явление, которое в квантовой теории измерений называется редукцией состояния или селекцией альтернативы, а в концепции Эверетта - как разделение единого квантового мира на классические альтернативы. В концепции РКЭМ живое существо воспринимает квантовый мир не в целом, а в виде отдельных классических проекций, каждая из которых является «локально предсказуемой», и в каждой из них живое существо реализует сценарий, называемый жизнью. То есть классического мира объективно вообще не существует, а его иллюзия возникает лишь в сознании живого существа.

Кроме этого, с помощью РКЭМ можно объяснить одностороннюю направленность хода времени в макромире, а также негэнтропийность живой материи – выглядит это следующим образом. В состоянии «квантовой запутанности» системы нет понятия времени, поскольку характеристики такого состояния являются принципиально обратимыми. Необходимость в измерении (то есть в субъективном восприятии состояния объекта) возникает лишь в картине, которую рисует сознание наблюдателя, и значит, измерение приводит к появлению стрелы времени лишь в сознании наблюдателя. Согласно концепции Эверетта, после измерения сохраняются все возможные альтернативы, но сознание наблюдтеля выбирает одну из них, не «видя» остальные – так возникает картина классического мира. В «объективно» существующем мире остаются все альтернативы, и они принципиально могут быть обратимыми, но в сознании они воспринимаются раздельно, что создает иллюзию необратимости – выбора одной альтернативы и исчезновения остальных.

Попросту говоря, объекты, находящиеся в смешанном (запутанном) состоянии, в принципе не могут быть полностью описаны в предметном мире. Они не принадлежат целиком нашему привычному пространству-времени и не подчиняются причинно-следственным связям, а в своем обычном режиме восприятия мы способны видеть лишь проекции этих состояний. Таким образом, привычный нам трехмерный мир и односторонняя направленность времени (и возникающие при этом причинно-следственные связи между явлениями) существуют только в нашем сознании, точнее – именно при таком восприятии мира мы можем существовать в нем, как живые существа. В сфере жизни при движении по «стреле времени» происходит убывание энтропии, а в неживой природе – возрастание.Это связано с тем, что для живого существа принципиально важно, что будет происходить в будущем – появляется понятие цели (необходимое для выживания), и в связи с этим – ощущение хода времени. Такая РКЭМ в общих чертах, и без явных противоречий объясняет сущность сознания, жизни и даже направленность эволюции. Но неразрешенным остается еще один вопрос – когда, как и по какой причине возникло сознание? Ведь до появления самого примитивного живого существа Вселенная уже существовала миллиарды лет, считая от Большого взрыва, как же в это время происходила селекция альтернатив?

Дело в том, что всеобщая неопределенность (то есть состояние квантовой запутанности) не предполагает наличие «бытия» в нашем понимании этого слова – присутствует небытие, пустота, ничто, не содержащее ни времени, ни пространства, ни материи. Возникновение бытия связано с наличием сознания, то есть функции редукции. Эта функция и вызвала «Большой взрыв», то есть выбор самой первой альтернативы – возникновения Вселенной с имеющимися сейчас физическими законами. Применяя существующие определения, можно утверждать: то, что во всех религиях называют Богом, Абсолютом, Творцом - это и есть сознание, создавшее (точнее, проявившее) Вселенную в себе, как наблюдателе. Ведь когда из состояния суперпозиции «проявляется» один из вариантов классического мира, сцепленность уменьшается и стремится к нулю, и все проявленные объекты материального мира выглядят как независимые и обладающие свободой.

Таким образом, после проявления мира (то есть его «создания» в момент Большого взрыва) он стал сепарабельным (разделенным) на отдельные объекты, доступные восприятию Богом – всеобщим, единым сознанием. С другой стороны, функция редукции может действовать только в том случае, если сознание будет разделено на части, взаимодействующие между собой, поскольку «целостное» сознание будет отображать полностью только само себя – при этом дальнейшей редукции не возникает. Почему именно так происходит? Вселенная, рассматриваемая как единое целое, является чисто-квантовой системой, и находится в чистом запутанном состоянии (ЧЗС), или, как говорил Гермес Трисмегист, «мир является невидимым в своей целостности». Поскольку при независимом рассмотрении отдельных частей системы чисто-квантовые флуктуации, отвечающие ЧЗС составной квантовой системы, переходят в классические флуктуации, и они обусловлены единым источником, следует вывод о наличии такого физического понятия, которое исторически принято называть «Богом».

Части составной замкнутой системы, чисто-квантовые в своей совокупности в пространстве с максимальной размерностью, становятся классическими объектами в пространствах меньшей размерности. То есть чисто-квантовые корреляции в системе, рассматриваемой целиком (ЧЗС для всей системы, Бог), являются источником классических корреляций между частями системы, рассматриваемыми по отдельности. Поэтому глобальное сознание должно реализовать «в себе» все последующие альтернативы «второго порядка», возникшие после Большого взрыва, которые предусматривали (в том числе) возникновение жизни, как физического носителя сознания.В этом, в частности, может заключаться объяснение антропного принципа и последующей эволюции живой материи.

Какие же выводы из этого следуют?

Во-первых, бытие изначально является полностью неопределенным, точнее – бесконечно разнообразным в своих проявлениях, и никаких связей между отдельными проявлениями бытия нет (равно как и нет отдельных «проявлений» - потому и нет «связей»).Во-вторых, во всем этом бесконечном разнообразии существует «ниша», или «коридор», в виде воспринимаемой нами Вселенной, в котором мы (люди) существуем, подчиняясь законам природы, действующим именно в этом коридоре.В-третьих, сознание живых существ – это функция выбора альтернатив внутри этого коридора (то есть потенциально возможного набора альтернатив).При выборе из всех возможных альтернатив окружающего бытия мы осуществляем своеобразную «редукцию», после которой мы существуем только в одной альтернативе (точнее, воспринимаем своим сознанием только одну) – так возникает субъективное ощущение времени и пространства.А самый главный вывод – мы воспринимаем своим сознанием не окружающий мир (и даже не субъективный результат какого-то измерения или наблюдения), а только выбранную нашим сознанием (фактически – им же созданную) альтернативу из бесконечного разнообразия возможных проявлений бытия.

2.Человек и его личность
Как показано М.Б.Менским, весь живой организм и его органы восприятия и интерпретации, включая систему головного мозга, можно отнести к прибору, который сам является частью состояния квантовой системы, и сам породить «выбор» не может. Выбор находится (или приходит) откуда-то вне физиологической системы живого организма. Также непонятно, какова зависимость взаимодействия отдельных сознаний (а их только в человеческой «конфигурации» около шести миллиардов), и ее общее влияние на выбор и соответственно реальность? Если признать каждое сознание независимой величиной, независимым выбором, то возникает ряд неразрешимых вопросов. Во-первых, каким образом произошло то, что множество сознаний, населяющих нашу планету, выбрало в процессе эволюции один и тот же мир классической реальности? Цепочка выбора в процессе эволюции представляет собой столь большое число, что вероятность совпадения выбора практически равна нулю. Во-вторых, если бы реальность мира существования определялась каждым индивидуальным сознанием независимо, то такая реальность была бы неустойчива по причине того, что индивидуальное сознание не является постоянно присутствующей, или непрерывной величиной.

Сон или иное прерывание индивидуального сознания не отражается на ходе физических процессов. Следовательно, нам необходимо сделать вывод, что все индивидуальные сознания людей взаимосвязаны таким образом, что в процессе эволюции они выбрали этот общий для них мир классической реальности, или по-иному, создали этот мир, как коридор выбора в квантовом мире беспредельных потенциальных возможностей. Эту взаимосвязь сознаний, определяющую общий выбор, мы можем условно назвать единым сознанием. Индивидуальные сознания появляются и исчезают, а общее, единое сознание существует непрерывно, обеспечивая стабильность коридора выбора реальности, в которой мы все вместе существуем. Законы физики нашего мира являются таковыми только потому, что эволюционирующее сознание выбирало шаг за шагом такой мир, в котором возможно существование жизни. Такое возможно, только если индивидуальные сознания людей взаимозависимы и объединены некоей общей функцией.

Таким образом, если чье-либо индивидуальное сознание сделало какое-либо измерение, то можно сказать, что измерение произведено единым сознанием, посредством одной из своих дискретных составляющих. Это не означает статистически усредняющую совокупность выборов, а то, что индивидуальные сознания связаны единой коррелирующей функцией, определяющей движение общего выбора - в коридоре реальности. Количество индивидуальных сознаний, как дискретных проявлений единого сознания, конечно и равно некоему числу N. В эзотерической литературе приводится количество воплощающихся душ – шестьдесят миллиардов. Таким образом, получается, что в каждый момент в нашем классическом мире реализована только часть дискретных проявлений, в данный момент одна десятая, если принять за истину цифру в шестьдесят миллиардов. Но если мы возьмем достаточно большой промежуток времени, то количество проживавших людей будет непременно, намного превосходить любую конечную цифру. Следовательно, индивидуальные сознания, как дискретные проявления единого сознания должны периодически повторяться в соответствии со статистическим распределением. А ведь это ничто иное, как закон перевоплощения. Эволюция классического мира, включающая не только космогонию, но и эволюцию самих классических законов физики, тождественна эволюции единого сознания, как цельной сущности.

Если допустить, что окружающее нас бытие представлено неким единым (глобальным) сознанием, разделенным на самостоятельно действующие компоненты, то что есть человеческая личность, и в чем ее принципиальное отличие (если таковое имеется) от других проявлений этого всеобщего сознания? Без понимания этого невозможно разрешить такие вопросы, как предназначение человека и смысл его земного существования.

Хью Эверетт в его теории квантовой механики показал, что наблюдение за любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения. Причем наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта, и наблюдателя. Исходя из этого и из того, что данная нам реальность субъективна, легко можно представить существование механизма, целенаправленно изменяющего в результате каких-либо действий субъекта (особая функция сознания) квантовомеханическое распределение вероятностей. Но субъективность - это всегда порождение сознания. В центре этого субъективного восприятия мира нахожусь «Я». Здесь легко пойти по пути упрощения и принять, что «Я» и есть этот самый субъект. Но простые рассуждения показывают, что этот взгляд ошибочен. Как известно, любой человек обладает определенной памятью, привычками, стереотипами поведения – что и составляет сущность индивидуальной личности. Теперь представим, что кто-то принудительно (и незаметно) для человека изменил эти характеристики – например, изменил содержание памяти (подобные состояния описаны медициной). Очевидно, что таким образом можно добиться изменения личности, что будет выражаться и в изменении поведения, но совершенно очевидно (правда, лишь для самого этого человека), что его самосознание не претерпит никаких изменений.

Это показывает, что непрерывность личности не является необходимым условием непрерывности сознания. Формально это означает, что сознание инвариантно относительно личностных актуализаций. В соответствии с представлением о субъективном происхождении физической реальности, отождествим вектор мирового состояния в условном пространстве состояний мира с сознанием. Компонентами же этого вектора будут некоторые конкретные состояния мира, наблюдаемые субъектом, то есть экзистенции. Процесс рефлексии (самоосознания) здесь должен пониматься как редукция потенциального бытия сознания к более узкому (индивидуальному) бытию личности. Таким образом, когда мы говорим, что индивид «А» обладает сознанием, имеет место некая инверсия смысла. Подобно тому как первична не компонента вектора, а вектор в своих компонентах, правильнее говорить - сознание обладает индивидом «А» - оно, сознание, проявляется как индивид «А». Рефлексия появляется только на самой поздней стадии биологической эволюции, а именно тогда, когда появляется человек современный, обладающий способностью к абстрактному мышлению. Обретя эту способность, человек как бы «изгоняется» из созерцательного «рая» в созданный им же самим, узко редуцированный мир конечной логики. По-видимому, до библейского грехопадения время отсутствовало, а обитатели Райского сада (дочеловеческие формы жизни) пребывали в созерцательном состоянии по отношению к своему бытию.

Вкусив с древа познания добра и зла, люди приобрели способность не просто видеть, а понимать и анализировать увиденное (рефлексия). Итак, индивид в результате первой ступени рефлексии как бы выпадает из небытия. Он чувствует, что он есть, но он еще не знает этого. Способностью к первой ступени рефлексии, а значит и сознанием, обладают и животные. И только человек, обладая интеллектом, способен зафиксировать это знание в необратимом процессе абстрагирования, и тем самым индивидуализироваться от мира и других «Я». Стоит человеку только подумать о любом явлении бытия, даже во внутреннем монологе, как волновая функция физической реальности коллапсирует (в результате некоторого вербального процесса в мозге), и вторая ступень рефлексивного процесса будет завершена. Человек станет при этом конкретной личностью, заброшенной в конкретные обстоятельства той Вселенной, которая «создана» его субъективностью. Это то, что мы называем «эго» - это наша классическая самость. Сознание в этой схеме имеется в единственном экземпляре, как проявление бытия. Однако процесс самосознания, выражающийся в осознании себя конкретной личностью, должен пониматься, как редукция инвариантного (глобального) сознания, при этом тело конкретного человека играет роль, аналогичную роли измерительного прибора, выделяющего из «глобального» сознания его «личную» составляющую. Этот процесс есть способ бытия «глобального Я», поэтому никакого «Я» вне этого не существует.

С другой стороны, если разделение альтернатив – это осознавание, то есть «начало» сознания, то наоборот, возможность воспринимать другую альтернативу – это состояние, когда сознание почти исчезает. Что происходит, если сознание конкретного индивида «выключается», если возникает состояние транса, сна, медитации, то есть начинает функционировать «бессознательное» по Юнгу? В таком состоянии субъект может одновременно воспринимать множество альтернатив, более того – изменять вероятность того, какую именно альтернативу он будет воспринимать в будущем. Это, в частности, объясняет феномен свободы воли, то есть процедуру принятия решений, а также необходимость сна (человек, лишенный сна, не может выбирать альтернативы, необходимые для выживания). Не исключается и возможность того, что сознание может сделать реальным некоторое событие, даже если по законам физики вероятность его мала (точнее, сознание данного наблюдателя может сделать вероятным, что он увидит это событие). Поскольку в концепции Эверетта сознание в целом (а не его отдельные компоненты) охватывает весь квантовый мир, то индивидуальное (субъективное) сознание, которое живет в некоторой классической реальности, при определенных условиях может воспринимать и другие альтернативы, другие реальности.Тогда человек может не только мысленно представить, но и непосредственно воспринимать некую «другую реальность», в которой он мог бы жить. Если принять предположение, что сознание может изменять вероятность альтернатив, то те, кто в это верят, с большей вероятностью окажутся в таких эвереттовских мирах, где сознание действительно влияет на объективный мир, а скептики окажутся в мирах, где действуют только объективные законы. Но в какой именно момент, и каким образом происходит выбор альтернатив?

Как оказалось, электрон в экспериментах, сначала двигаясь по одной орбите, вдруг исчезал и в то же мгновение оказывался на другой орбите. Путь, по которому происходил переход с орбиты на орбиту, обнаружить не удалось, то есть мир есть непрерывная последовательность таких «квантовых пробелов». Применительно к человеку, это получило подтверждение в недавних опытах нейрофизиологов. Они открыли, что человек через очень краткие промежутки времени на микросекунды выпадает из реальности в бессознательное состояние, тем самым сознание превращается из непрерывного процесса в прерывистый ряд осознаний - нам, естественно, кажется, что течение реальности непрерывно. В квантовом пробеле находится бесконечное Ничто - вернее, бесконечное Всё, которое нельзя познать. Так и вся наша реальность состоит из отдельных кадров (картин мира), которые меняются. Промежуток между картинами мира – квантовый пробел, отсутствие реальности - именно в нем происходят изменения.

Согласно квантовой концепции декогеренции, весь классический мир со всеми объектами и взаимодействиями между ними возник из нелокального источника реальности — мира, в котором вообще нет никакой массы и потоков энергии. Это пустота, которая, тем не менее, содержит в себе всю полноту – то есть квантовый пробел, суперпозиция. А как же мы все-таки приходим к цели? Мы «сгущаем» (выбираем) собственным сознанием нашу реальность из квантового пробела, из небытия, из суперпозиции. Своим наблюдением мы изменяем для себя Вселенную. Если в классическом мире причиной результата являются предыдущие поступки (прошлое является причиной настоящего), то квантовом – поступки обслуживают материализацию (будущее является причиной настоящего). Наш ум не может представить себе активность без желания и проявление усилий без мотива. Декогеренция человека с окружением, потеря им «магических» свойств запутанных состояний и, как следствие, «опредмечивание» окружающего мира, является своеобразной расплатой за ясность сознания, развитие разума и мышления. Вкусив плоды с древа познания, мы тем самым облекли себя и окружающий мир в телесную форму – были «изгнаны» из «райского» существования в запутанном состоянии.То есть, основная функция мозга и нервной системы, как это не парадоксально звучит – не отражение окружающей действительности, а защита, своеобразный барьер, призванный оградить нас от огромного объема информации, поступающей от внешнего мира, и оставить только весьма небольшой, специфически отобранный материал, который может пригодиться, прежде всего, для биологического выживания человека.

Этот «экран» позволяет человеку наиболее эффективно действовать в окружающем мире за счет ограничения широты восприятия, но с более детальной информацией о процессах, происходящих в выделенной его вниманием узкой области восприятия. Человеческое тело (как результат эволюции) можно считать инструментом познания окружающей реальности, которое совершенствуется, «отвердевает» одновременно с окружающим миром по мере декогеренции, в результате постепенного развития сознания. Происходит снижение степени запутанности, и становится все более и более трудным непосредственное восприятие других слоев реальности, в том числе «высших» сущностей – человек «отпадает» от Бога. Предметность окружающего мира, его «твердость» не есть исходное, изначальное и неизменное состояние окружающей реальности. Это лишь один из возможных «способов описания» узкого слоя реальности наблюдателем (в самом широком смысле этого слова), который извлекает из окружающего мира одну из содержащихся в нем возможностей, в соответствии с информацией, которая записывается, отражается, «улавливается» в его внутренней структуре.

Обобщив вышеизложенное, можно сделать некоторые общие выводы, касающиеся сущности человеческой личности.

Итак, всеобщее, глобальное сознание – это и есть Бог, всеобщая функция редукции (выбора альтернатив), создавшая (точнее, проявившая) в точке сингулярности Вселенную, и «запустившая» для себя течение времени. Целью «проявления» скорее всего является необходимость создать противоположные начала, и в результате осознать – «Я есть». А поскольку сознание не может отразиться само в себе, то глобальное сознание в свою очередь реализуется во множестве видов жизни, проявляющих выбор альтернатив, а применительно к человеку - индивидуальных личностей, каждая из которых обладает рефлексией – Эго, проживающей индивидуальную жизнь, и видящей мир таким, каким она его воспринимает. Для Эго сущестует физический мир и одностороннее течение времени, а также причинно-следственные связи, объекты и субъекты, дискретность мира и его явлений.

В процессе самоосознавания инвариантное (безличное) Я создает свою модель в виде себе-подобной личности Эго (по своему образу и подобию). Сознание не множественно, но оно и не мое, - Я есть Эго не как тождество, но как операция. Когда я отождествляю себя с конкретной личностью, то вербальный акт Я есть Эго, сопряженный с коллапсом инвариантного «Я», есть способ, которым Мир есть. Таким образом, в Мире «Я» есть всегда, и лишено всякого смысла понятие объективного бытия Мира (бытия без меня). Сущность рефлексии заключается в том, что путем усложнения работы сознания достигается такой механизм выбора альтернатив, который позволяет реализовать