Раскройте свою уникальность,

познайте себя и живите в

гармонии со вселенной!

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Если Вы хотите стать успешными, богатыми и счастливыми, эти курсы, статьи и книги помогут Вам изменить свои мысли, настроиться на успех и открыть для себя новые возможности.

Эзотерика → Бога нет. Но Бог – есть! (часть 2)

Эта статья - продолжение ранее опубликованной, с аналогичным названием. В данной статье с ранее предложенных научных и философских позиций предлагается понимание цели человеческой жизни и предназначения человека.

5.Божественный замысел и предназначение человека
Следующий очень сложный вопрос, на который не существует однозначного ответа – о цели создания Вселенной и человека. При наличии огромного количества различных концепций, объясняющих такую цель (от утверждения о ее полном отсутствии до так называемого большого антропного принципа, то есть о создании Вселенной специально для человека), более или менее убедительной никакая из них не выглядит. Возможно, неправильной является сама постановка вопроса, поскольку человеческое понятие «цель» предполагает начальное и конечное состояние бытия в определенном временном промежутке, но поскольку Бог пребывает вообще вне времени и пространства, то Он не может иметь никакой «цели», поскольку все возможные «цели» бытия у Него уже существуют, уже достигнуты.

Речь может идти о предельно возможной, максимальной проявленности мира, которая существует вне пространства и времени, и предусматривает все - что было, что есть и что будет. В этом контексте жизнь каждого человека, история человечества и Вселенной в целом уже проявлены Богом, а наличие трехмерного пространства и «стрелы времени», то есть привычного для нашего понимания устройства мира, создает у отдельного человека впечатление какого-то процесса, движения, развития, и следовательно – наличия цели, к которой это развитие устремляется. Таким образом, Бог проявляет себя, в том числе, и через мысли, чувства, события в жизни каждого человека, а наше самоосознание – только отображение Богом этого процесса проявления, который разворачивается во времени только для нас, как человеческих личностей.

Вне человеческого сознания нет ни пространства, ни времени, ни привычной для наших органов чувств дискретности мира, ни причинности, ни разделения на субъекты и объекты, на управляемых и управляющих - все это существует только в нашем человеческом восприятии (у буддистов это состояние называется Майя – иллюзия).

В процессе развития Вселенной появилась жизнь, как одно из проявлений заданных Богом законов развития Вселенной, предусматривающих наличие физического носителя сознания (как фактора выбора эвереттовских альтернатив). Смысл (не цель – это разное!) существования живых организмов, как и остальной материи – развитие своих индивидуальных сущностей (душ) через восприятие окружающего материального мира. Сразу нужно оговориться, что разделение материи на „живую” и “неживую” очень условно и связано, опять же, с человеческим стремлением к анализу (разделению целого на части), в противовес восприятию мира как единого проявления бытия (нам так удобнее мыслить, и не столько мыслить, как передавать друг другу “по частям” результаты мышления), то есть правильнее было бы говорить не о “восприятии”, а о “проявлении” мира через изменение (развитие) определенных свойств материи.

В процессе такого развития происходит постепенное усложнение познавательной способности, путем последующего воплощения (реинкарнации) так называемых „индивидуальных душ” в более сложные организмы.Считается, что принципиальное отличие человека от остальных живых существ – возможность самопознания, в связи с наличием абстрактного (вербального) мышления. Возникает вопрос – зачем Бог наделил человека этой способностью? Повторимся еще раз: эту способность мы воспринимаем субъективно, как человеческие личности – ведь никто не доказал, что так называемые «неодушевленные» предметы такой способностью не обладают. Человеку вообще свойственно определенное отчуждение себя от остальной Вселенной, в том числе и таким способом, как придание себе свойств, якобы отсутствующих у других объектов окружающего мира.

Когда-то было сказано, что «человек – венец творения». Что в точности имел в виду сказавший эту фразу – уже никто никогда не узнает, но самомнения (и последовавших за этим ошибок) человечеству это прибавило непомерно. Скорее всего, способность к самоосознанию - это изначальное, универсальное свойство Бога, проявляющееся в индивидуальных человеческих личностях в том виде, в котором мы все это воспринимаем.

По поводу всего вышеизложенного очень точно сказано Свами Вивеканандой: «Время и пространство получают начало в уме. Закон причинности не может существовать без времени. Без идеи о последовательности не может быть идеи о причинности. Поэтому время, пространство и причинность находятся в уме, а так как Атман [индивидуальная душа] выше ума и бесформен, то он должен быть также вне времени, пространства и причинности. Если же он вне времени, пространства и причинности, то он должен быть бесконечен. Затем следует самое высшее умозрение нашей философии. Бесконечных не может быть два. Если душа бесконечна, то она должна быть только одна, и идея о разных душах, – т.е., что вы имеете одну, я – другую и т.д., – невозможна.

Действительный (реальный) человек, поэтому, есть бесконечный, всюду присутствующий дух, и при том он только один; кажущиеся же люди только сокращенные отражения этого одного действительного человека. Действительный человек, дух, будучи выше как причины, так и следствия, и не связанный временем и пространством, должен быть свободен. Он никогда и ни чем не был и не может быть связан. Только кажущийся человек, отражение действительного, ограничен временем, пространством и причинностью, и потому не свободен; или, по выражению некоторых наших философов, кажется не свободным, но на самом деле свободен. Таково действительное состояние наших душ, – вездесущие, духовная природа и бесконечность, которыми мы уже обладаем. Всякая душа бесконечна, и потому не может быть речи о ее рождении или смерти».

6. О смысле жизни, грехе и добродетели
Что касается цели и смысла жизни человека, то на эту тему также существует бесчисленное количество версий. Поскольку ни одна из них пока не доказала свою правильность, попытаемся ответить на этот вопрос, исключая заведомо невероятные (или очень маловероятные) предположения. Если верна версия о каком-то особом предназначении человека, то как минимум должна быть обозначена линия поведения, позволяющая реализовать это предназначение.Таковой пока не просматривается, невзирая на потуги различных религий и их отдельных лидеров – уж очень много, причем взаимоисключающих «линий», при этом получается.

По моему мнению, предназначение человека можно определить исходя из его потенциальных возможностей, заложенных природой (Богом) при создании человечества. Можно предположить, что это предназначение не может быть реализовано за пределами природных возможностей человека как биологического вида - иное утверждение противоречит логике и здравому смыслу, поскольку нельзя требовать от созданного тобой существа того, чем ты его не наделил.Таким образом, можно постичь цель существования человека (и человечества) через изучение всех его потенциальных возможностей - как отдельного человека, так и его групп (народов, человечества в целом).

Не является предметом спора то, что в человеке изначально существуют две главные составляющие его поведения: биологические инстинкты, заложенные в силу животного происхождения человека и направленные на поддержание его телесного существования, и та составляющая, которая принципиально отличает человека от любого другого животного.Религиозные деятели называют эту вторую составляющую «душой», которая дана человеку Богом при рождении, представители естественных наук назовут ее «второй сигнальной системой» или «способностью к абстрактному мышлению», гуманитарии объяснили бы это «совестью» или «духовностью» человека.

Независимо от того, какую теорию происхождения и развития человека как биологического вида (материалистическую или теистическую) следует считать правильной, является однозначным вывод о том, что устройство человеческого организма и присущие ему инстинкты (врожденные модели поведения) запрограммированы в его генофонде, являются почти неизменными на протяжении его истории, и в точности соответствуют природной среде и условиям обитания человека. При этом значительно упрощается вопрос о том, что в поведении человека является грехом или добродетелью, поскольку не может быть грехом то, что изначально заложено в природе (генотипе) человека как условие его существования - нелогично было бы считать греховными (а значит, неправильными с точки зрения Бога) те проявления человеческой натуры, без которых он бы не выжил, как биологический вид.Ведь если допустить обратное, то возникает вопрос, зачем Бог, создавая человека, заложил в его «программу выживания» заведомо неправильное поведение?

Как известно из биологии, все живые существа, в том числе и человек, практически идеально приспособлены к существованию в своей “экологической нише”, в связи с врожденными свойствами их физических тел и психики. В течение жизни любое живое существо ведет себя адекватно “программе”, заложенной в его индивидуальном сознании (душе). При этом функция редукции (выбора альтернатив) может действовать только в том случае, если всеобщее (глобальное) сознание будет «разделено» на части, взаимодействующие между собой, поскольку «целое» сознание будет отображать только само себя – при этом редукции не возникает. В этом объяснение антропного принципа и эволюции живой материи.

Поэтому глобальное сознание в свою очередь реализуется во множестве видов жизни, проявляющих выбор альтернатив, а применительно к человеку - индивидуальных личностей, каждая из которых обладает рефлексией – Эго, проживающей индивидуальную жизнь, и видящей мир таким, каким она его воспринимает. Исключительное многообразие живого мира как раз связано с тем, чтобы обеспечить наиболее полную “проявленность” всего бытия, то есть способность живой материи реализовать всю гамму чувств, ощущений и отношений, возможных в материальном мире. Все компоненты этого живого исключительно точно настроены, как бы „пригнаны” друг к другу и к условиям Земли, существуя во взаимном биологическом равновесии (в такой же степени это относится и к человеку).

По сути, земная жизнь есть реализация Бога, проявленного в физических телах, через их самопознание. Человек в этом плане не исключение - его “программа души” предусматривает оптимальную адаптацию к человеческому образу жизни, причем не только в самой окружающей природе, но и в человеческом обществе. Многообразие человеческой природы, кроме различий физических данных отдельных особей, заключается в том числе и в многообразии типов личностей, включая патологические и преступные (в обыденном понимании) их варианты. Такое многообразие обеспечивает возможность существования человеческого общества, а также его постоянное развитие. Как известно, в живой природе сосуществуют растения, травоядные, хищники, а также сапрофиты и паразиты.

Никого не удивляет, что травоядные животные поедают растения, а хищники убивают и поедают других животных – такова их природа, и тем самым они косвенно стимулируют улучшение того биологического вида, представителями которого они питаются. Спасаясь от волка, заяц в процессе естественного отбора становится быстрее, выносливее, внимательнее, и в итоге - недоступнее для волка, что в свою очередь вызывает совершенствование организма уже самого волка – и так до бесконечности, вернее – до естественного предела совершенствования, свойственного данным видам.Таким образом обеспечивается гармония, равновесие всех сил в природе и ее постоянное развитие. Все эти закономерности в первом приближении свойственны и каждому человеку, и человеческому обществу в целом. Ведь если бы все люди были одинаковы по своим характерам, способностям, привычкам, все бы одинаково любили ближнего, в своих желаниях довольствовались малым, были лояльны к власти и не имели антисоциальных наклонностей, то в обществе отсутствовала бы потребность в самосовершенствовании, и эволюция человечества на этом бы остановилась.

По моему мнению, также можно было бы поставить точку в извечном споре относительно того, обладает ли человек правом выбора своей судьбы, или все в мире предопределено Богом заранее. Если отрешиться от человеческой привычки к дуализму, а именно - расчленению действительности на противоречащие друг другу логические фрагменты, и попытаться взглянуть на бытие как на целостное явление, то можно увидеть, как свобода выбора отдельного индивидуума вполне сочетается с предопределенностью Богом всех событий мира. В квантовой механике существует очевидное для специалиста утверждение, что полное знание о состоянии всей системы недостаточно для настолько же полного знания о состоянии ее частей. То есть если задать состояние системы как целого, то это оставляет возможность различных состояний ее составляющих. Целое задает совокупность возможных состояний, но какие конкретно из этих состояний реализуются, целым не определено.

Именно отсюда возникает принципиальная возможность для высокоразвитых существ осознанно выбирать свое состояние среди множества допустимых. При этом их выбор оказывает влияние на соседние подсистемы, однако состояние системы в целом остается неизменным. Таким образом, наша свобода является частью предопределения. В многообразии человеческой природы как раз и заключается свобода воли конкретного человека – он полностью свободен в выборе жизненного пути в пределах, позволенных для него врожденными задатками физического тела (включая строение психики) и кармой (как программой души). С другой стороны, реальное воздействие одного человека на судьбы Вселенной, и даже на судьбу человечества неизмеримо мало, даже при максимальной реализации всех индивидуальных возможностей. По аналогии, внешне хаотичное поведение каждой молекулы в процессе броуновского движения не влияет на давление газа, но общая интенсивность движения это давление и определяет. Положение в пространстве и импульс каждой элементарной частицы являются полностью неопределенными, но положение камня, из которых он состоит – вполне конкретное.

С другой стороны, вопрос о свободе воли индивидуальной личности некоторым образом напоминает принцип Гейзенберга, а именно: неопределенность мыслей и поступков отдельной личности зависит от субъективного восприятия этой же личности собой, как “наблюдателем”, то есть если человек допускает для себя свободу воли – он действует субъективно произвольно и считает себя хозяином собственной судьбы, если не допускает – считает себя полностью в распоряжении Бога, со всеми своими подвигами и глупостями. И в том, и в другом случае индивидуальная личность своей жизнью и своим субъективным выбором только отображает Бога в этой части Его сущности, которая уже пребывает потенциально проявленной вне пространства и времени. С другой стороны, судьба всего человечества может считаться полностью в воле Бога, так как в таком масштабе индивидуальные поступки и судьбы отдельных личностей неразличимы, а сказывается уже их “равнодействующая” - и в этом одно из проявлений фрактальности Вселенной.

Говоря другими словами, каждый человек полностью свободен в своем выборе, но человечество и Вселенная в целом – полностью в воле Бога, точнее – подчиняются общим закономерностям мироздания. Если говорить обобщенно, то мы все, действуя как личности по своему субъективному усмотрению и живя от прошлого к будущему, таким способом только отображаем в себе (и для себя) бытие, которое уже является полностью проявленным Богом вне времени и пространства. При этом наши желания, мысли, поступки являются только индивидуальным вариантом этой всеобщей проявленности, воспринимаемым отдельной личностью как ее собственная жизнь.

Теперь мы неизбежно подходим еще к одному вопросу – чем неправедное поведение отличается от праведного, то есть где те универсальные критерии, по которым определяется понятие «греха» и «добродетели». Непонятно, зачем всемогущему Богу позволять человеку грешить, чтобы потом его же и наказать, а если Бог дал человеку свободу выбора, то он должен был хотя бы обозначить понятные всем людям критерии для выбора (что хорошо, а что плохо), но этого Бог почему-то не сделал.Все попытки искать подсказки на эту тему в священных книгах различных религий являются как минимум наивными, поскольку в разных религиях содержатся разные «подсказки», не говоря уже о том, что даже их трактовка в пределах одной конфессии нередко является причиной раздора у богословов. Таким образом, при внимательном изучении можно сделать вывод, что на самом деле религиозная регламентация поведения носит не столько собственно религиозный, сколько исторически-бытовой характер. Религия только придает легитимность тем запретам и ограничениям, в которых объективно нуждается данное общество в своем развитии. Для начала рассмотрим, чем вообще может определяться поведение человека, то есть чем ограничены пределы его собственного выбора такого поведения.

Изначально в человеке заложены две составляющих его сущности – биологическая (от проявленного в классическом мире физического тела) и духовная (от квантово-запутанного состояния, то есть бессознательного в психике), и ни одна из этих составляющих не является изначально ни «святой», ни «греховной». По моему мнению, так называемые «низменные животные инстинкты», на которых базируется понятие «греха» в семитских религиях, сами по себе не могут быть греховными, поскольку они заложены в самой природе человека. Между биологической и духовной составляющей существует условный баланс, и в норме ни одна из них не должна подавлять другую.Если преобладает биологическое начало, то такой человек примитивен и по своему развитию ближе к животному, если преобладает жизнь души – человек становится аскетом, живет только своими внутренними проблемами, и кроме себя, никому не интересен.

Обе эти крайности (в их преобладающем, массовом исполнении) вряд ли нужны Богу, поскольку человек, живущий в основном инстинктами, не развивается духовно и поэтому не оправдывает предназначения человека, а фанатичный аскет попросту не дает потомства. Можно сделать однозначный вывод, что чрезмерное преобладание телесной составляющей подавляет жизнь души, не давая ей развиваться, а чрезмерное преобладание духовной составляющей, особенно в начале жизненного пути человека, может просто не оставить ему времени для духовного развития (в том числе, через приобретение жизненного опыта), поскольку такой человек будет поставлен на грань физического выживания. Кроме этого, критерии «добро-зло», «хорошо-плохо» в жизни человека на самом деле относительны, в противоречие всем возможным религиозным догматам. Чтобы в этом убедиться, достаточно проделать следующий мысленный эксперимент.

Представим себе преступника – серийного убийцу или террориста, погубившего десятки людей. По отношению к родственникам этих людей такой человек – олицетворение абсолютного зла. А по отношению к самому преступнику его деяния – благо, так как он реализует свои желания (как бы к этому не относились в обществе). То есть даже убийство с одной субъективной стороны может быть злом, с другой – благом.Но если даже этот крайний случай, заведомо очевидный для привычного алгоритма оценки по критерию «добро – зло» является неоднозначным, то остальные 99,9 процентов житейских ситуаций – еще более неоднозначны. Еще никогда не существовало ничего, что бы было одинаково приятно, или одинаково неприятно для всех. Из этого видно, что дуалистическое понятие о добре и зле, как о различных явлениях, совершенно несостоятельно. Что из этого неизбежно следует? Только то, что ни один человек со всеми его поступками не может быть поименован как «плохой» или «хороший» без того, чтобы эта оценка не была полностью субъективной. Обобщенно говоря, «качество» человеческого поступка зависит от собственной позиции «оценщика» этого поступка – такая получается аналогия с тем же принципом Гейзенберга.

Биологическая составляющая человеческой натуры, как у любого другого животного, обеспечивает выживание особи и вида и основана на природном эгоизме, то есть приоритете интересов одной особи над интересами других подобных особей, на более высоком (социальном) уровне - приоритете ситуационных (тактических) интересов какой-то группы человеческих особей (семьи, племени, страны) над долговременными (стратегическими) интересами человечества в целом, а при более широком взгляде на проблему – приоритете интересов человечества как биологического вида над интересами других видов и планеты в целом (особенно эта часть природного эгоизма наглядно проявляется в разрушительном воздействии человека на биосферу Земли).

Духовная составляющая человеческой природы предусматривает выполнение плана развития, который предусмотрен для человека Богом, и эта составляющая предполагает альтруизм отдельной особи или группы особей, готовность пожертвовать своими «биологическими» интересами во имя духовных ценностей, не имеющих прямого биологического объяснения. Описанное в религиозных учениях противостояние «Бог-дьявол» есть изначальное, внутреннее противоречие между биологическим (инстинктивным, телесным и эгоистичным по своей сущности) и духовным (альтруистическим) началами в природе человека - и это противоречие является для человечества его естественным стимулом к саморазвитию. Как известно из Библии, Бог позволил Адаму и Еве все, кроме возможности судить – то есть разделять добро и зло. Вначале человек (или существо, предшествовавшее человеку в процессе развития Вселенной), жил в полной гармонии с Богом, поскольку его «эго» отсутствовало, и человек не осознавал себя как индивидуальную личность.В Библии это описано, как пребывание Адама и Евы в раю.

В тот момент, когда зародилось «эго» с его самоиндетификацией по принципу «я – не я», то есть с осознанным разделением единого мира на мир «внутренний» и «внешний», человек, начав оценивать, интерпретировать, искать смысл, стал замыкать свое осознание, энергию своего внимания внутри собственной, им же созданной системы ценностей. Это произошло, когда человек, соблазненный змеем (дьяволом), вкусил от дерева познания добра и зла, нарушив таким образом связь своей души с Богом. С этого момента человек стал, согласно Библии, смертен и подвержен мучениям и страданиям в земной жизни.Это можно понять как то, что смерть и страдания стали осознаваться человеком, точнее той его частью, которая является личностью, «эго», или в интерпретации физиологов - второй сигнальной системой.В этом проявилось коренное отличие человека от животного – осознание себя самого, а значит, и своих радостей и горестей, в том числе осознание неотвратимости собственной смерти.По сути дела, в этой части Библии описана неизбежная стадия мировой эволюции – зарождение индивидуального сознания.

Подведем некоторые итоги. Все живые существа (в том числе и человек) имеют врожденные модели поведения (условно говоря, „программы души”), включающие в себя в том числе определенные соотношения эгоизма и альтруизма, позволяющие индивидуальной личности приспосабливаться к существованию в своей экологической нише. Животные, действуя неосознанно (хотя и вполне разумно, на своем уровне психического развития), не нарушают этих соотношений, и все их существование направлено на максимально эффективное использование окружающей природы при минимальных последствиях для нее – в этом смысле животные существуют в гармонии с окружающим миром. Но человек, обладающий абстрактным мышлением - и поэтому способный оценивать свое поведение и его последствия - имеет возможность осознанного выбора в своих поступках. При этом человек может произвольно менять степень своего эгоизма и альтруизма, выходя за пределы природной (объективной) необходимости и повинуясь субъективной прихоти, и таким образом отступая от своей „программы души”.Это вызывает, в том числе, неизбежную реакцию в общественных отношениях, воспринимаемую через понятия „хорошо” и „плохо”, „грех” и „добродетель”, а обобщенно – как „добро” и „зло”.

Понятия добра и зла, будучи сугубо человеческими и к тому же весьма субъективными, не являются какими-то установленными Богом, а предназначены только для адаптации человека в обществе подобных себе, в конкретных исторических условиях. С другой стороны, способность к абстрактному мышлению, будучи несомненным преимуществом человека (в том числе дающим ему возможность не только испытывать удовольствия, но и осознано стремиться к их получению), имеет неизбежную негативную сторону – осознанное переживание страданий и понимание их неизбежности, чувство постоянной неудовлетворенности своим состоянием и понимание неизбежности своей смерти. Как мы видим, за право активного воздействия на окружающий мир, за возможность его усложнения и произвольного изменения человек заплатил дорогой ценой – осознанием бренности земного существования, нескончаемыми поисками Бога и смысла жизни, ощущениями счастья и несчастья, причем первые бывают намного реже вторых.Таковы последствия приобретения того, что называют абстрактным мышлением – за это человек изгнан из рая!

7. О душе и посмертном существовании человека
Еще одним аспектом, тесно переплетающимся с пониманием Бога и его влияния на человека, является понятие человеческой личности в религиозном (точнее, эзотерическом) смысле этого слова.

Традиционными являются, например, трихотомическая и дихотомическая теории в христианстве. Суть трихотомической теории составляет утверждение, что человек состоит из тела, души и духа. Дух общается с Богом и черпает у Него побуждения, помогающие строить жизнь по Его замыслам; душа содержит интеллект, эмоции и волю, тело отвечает за связь человека с внешним миром, используя зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Дух и душа в соответствии с этим взглядом сущностно различны. Наблюдается своеобразная иерархия: наиболее ценное в человеке – дух, наименее ценное – плоть. Задача человека жить так, чтобы дух управлял плотью, а не плоть подчиняла дух. Существует и дихотомическая теория, согласно которой человек, помимо материальной составляющей (тела) обладает ещё и нематериальной (в нынешнем понимании материи) сущностью. Какова она – на этот вопрос пока не может дать ответ как наука, ибо она имеет дело с материей, так и наш собственный опыт.

В Библии используются такие слова как «сердце», «разум», «дух», «душа», «внутренний человек», когда говорится о личности, психическом или религиозном мире человека. Но если для многих светских учёных личность и психика являются лишь продуктами разума – т. е. имеют физическое происхождение и существование, не отделимы от тела и не мыслятся без него, то Библия показывает возможность и для самостоятельного существования души (или духа?), вне зависимости от тела. Спор между приверженцами дихотомической и трихотомической теорий остаётся незавершённым. Но, поскольку в Библии разделение между духом как элементом человеческой структуры и душой не выражено, поскольку оно не найдено наукой и не прочувствовано в практическом опыте – в антропологии более приемлема дихотомическая теория, а в богословии – трихотомическая, где под духовной сферой подразумевается сфера взаимоотношений с Богом, а под душевной сферой – эмоциональные потребности человека.

Сторонники гипотезы реинкарнации указывают, что постоянная и тождественная сама себе личность («я») - это не тело, основываясь на факте динамичной изменчивости тела в процессе метаболизма (обмена веществ). Они пишут, что «ваши грубое и тонкое тела материальны по сущности, но ваша сущность - дух». Этот дух (духовную энергию) они считают универсальной основой любого проявления жизни в растениях, животных, людях. В свою очередь материальную энергию они называют низшей, потому, что она неживая и не обладает сознанием. Индивидуальную духовную энергию они называют жизненной частицей, душой и считают ее навечно неделимой единицей, которую невозможно разделить или разрушить. В прямом смысле умирания нет, есть лишь нахождение личности либо в теле, либо вне тела. По их учению, существование души не может закончиться, потому что она - искра Божия.

Вместе с тем возможна и еще одна версия, исходя из которой по-своему правы и индуисты, и семиты. В частности, существует точка зрения, что сознание человека — первозданная душа, а в его подсознании живет многократно воплощающаяся душа. Таким образом в каждом человеке — две души. После смерти организма души разделяются, и первозданная душа начнет свой процесс многократных воплощений в подсознаниях последующих поколений (В. Лаврова «Ключи к тайнам жизни. Потусторонний мир», 1991). Исходя из этой версии можно предположить, что после смерти то, что мы воспринимаем как сознание, остается в другом измерении (рай – ад), а подсознательная часть души воплощается в очередной раз.

В дальнейшем, во избежание терминологических неточностей, мы будем называть душой то, что предположительно остается после смерти физического тела, не вникая при этом в тонкости интерпретаций разных религиозных направлений.

Представляется возможной следующая гипотеза.По аналогии с тем, как бессознательное является частью человеческой психики, можно предположить, что «душа» в эзотерическом понимании этого слова является областью бессознательного, как составной части личности. Другими словами, как осознаваемое человеком «Я» представляет собой носитель сознания, так и «душа» - это то неосознаваемое бессознательное, которое и сохраняется после физической смерти, передаваясь в процессе реинкарнации при следующем воплощении.После зачатия человека, то есть с момента, когда начинается развитие его физического тела, он становится носителем души, полученной им в результате реинкарнации от ранее умершего субъекта.В этот момент человек, в силу неразвитости мозга, еще не является личностью в полном смысле этого слова, поскольку он еще не обладает той частью личности, которую называют сознанием.

На этом этапе своего существования человек еще не отделяет «я» от «не я», а его душа получает способность в полном объеме взаимодействовать с физическим миром только после того, как мозг достигнет определенного развития, и с такого момента, получив способность отделять «я» от «не я», человек и начинает себя осознавать как личность.Собственно говоря, индивидуальная личность – это совокупность наработанных в течение жизни и осознаваемых способов взаимодействия между душой и внешним миром (рефлексов, привычек, комплексов), реализуемых через «посредников» в виде мозга и тела, а также памяти о прошлых событиях, поэтому после смерти физического тела индивидуальная личность неизбежно прекращает существование в том виде, к которому мы привыкли в течение жизни.

Та часть психики, в которую не входят ни память, ни сознание, ни самосознание – это и есть «бессознательное», доступ сознания к которому в обычном состоянии закрыт.Поэтому человек, осознавая себя как личность, воспринимает при этом осознании не всю свою психику в целом, а ту ее «прижизненную» часть, которая называется «эго», то есть индивидуальное сознание, включающее в том числе абстрактное (вербальное) мышление и память о прошлых событиях. После физической смерти мы теряем своё тело, в том числе и головной мозг.Мозг - это орган, в котором, как предполагают, хранится «запись» истории всей нашей жизни от рождения до смерти.Когда клетки мозга погибают, эта запись, естественно, уничтожается.Но «душа» совсем не отождествляется с самоосознанием, которое может исчезать, может теряться, что не означает разрушения той составляющей личности, которая называется душой. Поэтому, если даже смерть означает потерю самоосознания, то это еще вовсе не значит, что происходит уничтожение души, а может означать всего только переход из сознательного бытия в бессознательное.

С точки зрения теории реоригинации Б.Полосухина, отрицающего классическую реинкарнацию, индивидуальной души не существует, то есть новая личность возникает как бы «с нуля».Но с точки зрения РКЭМ эти две теории частично верны – каждая в своем аспекте.Если представить себе, что существует всеобщее сознание, разделенное на индивидуальные души, а точнее – что всеобщее сознание (функция редукции) проявлено в индивидуальных личностях в процессе их земной жизни, то степень этой проявленности может варьировать, в зависимости от индивидуальной «сфокусированности» сознания конкретной личности.Чем больше рефлексия – тем сильнее выражено Эго, тем уже «коридор эвереттовских альтернатив», тем больше проявлена свобода воли, и тем «дальше» человек от Бога в религиозном смысле этого понятия. В земной жизни, как постоянном процессе редукции, происходит накопление личностью индивидуального опыта и впечатлений, которые сохраняются в бессознательном (те самые Юнговские архетипы, или душа в религиях).

После смерти тела происходит прекращение селекции альтернатив (то есть разрушение измерительного прибора, обеспечивающего процесс наблюдения), но сознание в виде индивидуальной души сохраняется – как часть всеобщего, глобального сознания, всеобщей функции редукции.В этом «точка соприкосновения» теорий реоригинации и реинкарнации.Новая личность возникает путем рождения тела (то есть создания нового измерительного прибора) для дальнейшего саморазвития той части глобального сознания, которое будет реализовывать функцию редукции уже в новом теле. Но осознавать себя эта личность будет точно так же, как и прежняя – «кто родился, тот и Я». Понятие „индивидуальная душа” является условным, приспособленным для человеческой логики, поскольку Бог целостен в своей проявленности.

Так называемая индивидуальная душа по сути является частью целого, которое развивается через индивидуальные воплощения. Каждое такое воплощение позволяет этому целому частично проявиться через все мысли, эмоции, события в пространственно-временном континууме, субъективно воспринимаемой отдельной личностью как его индивидуальная жизнь. Возникает вполне закономерный вопрос – какова необходимость такого разделения целого на части, всеобщей вселенской «души» на индивидуальные составляющие, присущие отдельным живым организмам? Возможный ответ на этот вопрос таков: это необходимо для развития индивидуальных душ, которое возможно только через их взаимодействие, путем обмена информацией носителями этих душ, во время их биологической жизни.

Если бы вселенская душа была единым целым – она была бы самодостаточна, и возможность развития была бы утрачена. После смерти индивидуальной личности (или как временное явление – сон, транс, гипноз, медитация, молитва) утрачивается ощущение физического мира и память о событиях – то есть исчезает Эго, остается часть бессознательного (душа), которое помещается в следующее тело, вернее – формирует «под себя» тело, наиболее подходящее по структуре для дальнейшего функционирования души. Содержащаяся в душе «программа» есть эвереттовский фактор выбора – именуемый кармой в широком смысле этого понятия.

Таким образом, для невоплощенной души нет прошлого – настоящего - будущего, а есть только одновременное состояние очередного воплощения и состояние вне его, поэтому подробности прошлых воплощений вероятнее всего не «стираются», как принято считать, а просто не передаются в осознаваемом «новой» личностью виде. Индивидуальная личность реализуется в континууме пространство - время, душа же существует вне этих измерений, поэтому у человека при жизни и не может быть осознаваемых им воспоминаний о прошлых воплощениях. Отсюда, кстати, следует, что мы все умрем - в том смысле, что со смертью тела и мозга умрут все наши желания, память и личность. Так что всерьез рассчитывать