Я сейчас тут→ » » Александр Ом «О нашей осознанности или синдром «включенного утюга»

Эзотерика Александр Ом «О нашей осознанности или синдром «включенного утюга»

 Александр Ом «О нашей осознанности или синдром «включенного утюга» Идея написания этой статьи появилась в результате дискуссии о плюсах и минусах так называемого «измененного состояния сознания» (ИСС).

Вообще-то, «измененное состояние сознания» говорит само за себя – оно несколько искаженно воспринимает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем следует учесть, что сознание даже у психически здорового человека не всегда адекватно отражает реальность, а если оно еще и искажено под воздействием каких-то факторов, то понятно, что трудно говорить о высокой степени осознанности. В данном же вопросе нас интересует именно последнее.

Приверженцы ИСС обычно говорят, что иногда стоит изменить обычное восприятие реальности, чтобы потом острей ее почувствовать. Что ж, каждому свое и поэтому я не буду оценивать ИСС критически. Скажу лишь одно – лично я все же сторонник прямого «пути к вершине» и по наиболее «пологому склону», без опасных отклонений. Если в этом процессе осознанность выше, то и меньше опасности сбиться с Пути.

Вместе с тем дискуссия с приверженцами Изменного Состояния Сознания напомнила мне один реальный случай из моей жизни:
как-то давным-давно, еще в 80-е, я возвращался ночью домой в полнолуние и переходил по мостовому пешеходному переходу над железнодорожными путями. Ночь была безоблачная. Луна светила ярко. Тень от прутьев перил отчетливо была видна на темных ступеньках. Поднявшись на мост я увидел, как в нескольких метрах от ступенек уже на горизонтальной поверхности моста вцепился в перила пьяный мужик и пытается осторожно ступать между полосками теней от прутьев перил. Подойдя ближе, я услышал: «Когда уже закончится эта чертовая лестница?!».

Вот такое бывает восприятие мира в состоянии алкогольного опьянения – тоже ведь «измененном» состоянии сознания. А вообще следует сказать, что ИСС может быть не только результатом воздействия алкоголя, наркотических средств, галюциногенов, психотропов и т.п. Волнение, переживание страха, состояние стресса или, наоборот, ощущение любви, радости, эйфории, тоже влияет на наше состояние сознания и в какой-то мере изменяет его, а значит изменяет и восприятие реальной действительности.

Нас же интересует не просто осознанность того, что с нами происходит (ведь будучи даже под воздействием алкоголя, мы в какой-то мере отдаем себе отчет в том, что это происходит с нами, если, конечно, мы не допились до потери сознания), а высший ее уровень. Но в чем заключается высшая степень осознанности?

Чтобы была более понятна основная мысль того, что имеется в виду, предлагаю анекдот:
одна женщина дома постоянно оставляла включенный утюг и часто вынуждена была возвращаться, чтобы его выключить. Коллеги по работе над ней посмеивались. Однажды ее подруга предложила пойти к одному знакомому психологу, который специализируется в проблемах с памятью и который якобы может ее вылечить от хронической забывчивости. Та пошла на прием, а на следующий день коллеги с интересом спрашивают ее о том, насколько удался визит и не забыла ли она опять выключить утюг. Та отвечает, что выключила его и полностью в этом уверена. «На все сто?», – спрашивают коллеги. «Да, на все сто», – отвечает та. «А откуда такая уверенность? Докажи!», – не унимаются они. Женщина вздыхает, берет сумку и достает оттуда утюг. «Вот вам доказательство!».

Вообще-то, утюг это лишь один из примеров. А таких примеров забывчивости масса. Вспомните себя и свою жизнь. Сколько раз приходилось сомневаться, а иногда даже возвращаться домой, чтобы удостовериться в том, что закрыта входная дверь или выключена кухонная плита; или возвращаться на паркинг, чтобы проверить, что машина закрыта, поскольку мы не помнили момента нажатия на кнопку ключа и не были уверены, сработал ли центральный замок. Многие мои знакомые подтверждают факт того, что раз или два в году (а иногда и чаще) им случается вернуться, чтобы проверить, все ли выключено, закрыта ли дверь на замок, окна и так далее.

А шариковые ручки в офисе? Это вообще притча во языцех. Сколько бы их не было, через какое-то время они все куда-то пропадают. При том никто из нас обычно не знает, где мы их оставляем и забываем. Приходит момент, когда мы вновь пишем все той же старой ручкой, которую еще давно отложили в ящик и которая вообще уже почти никак не выглядит и не пишет.

Иначе говоря, многие повторяющиеся действия мы выполняем автоматически за счет определенных выработанных навыков. «А сознание?», – спросите вы.
А оно при этом занято совсем другими делами – переживает, размышляет, реагирует, придумывает, пытается решить насущные проблемы жизни и т.д., а при этом руки заняты своим. Если кому-то приходилось работать на фабрике на конвейере, то поймет то, что я имею в виду. Пока учишься определенной операции – достать, вложить, нажать, вытащить, отложить и снова достать, вложить, нажать и т.д., то внимание сосредоточено на том, что делаешь. Но как только вырабатывается соответствующий навык, а за ним автоматизм в движениях, то сознание может уже «освободить» внимание сосредоточенное на движениях рук и переключиться на что-то другое, занимаясь совсем другим – разговором с коллегой на соседнем рабочем месте, размышлениями о жизни, о семейных и мировых проблемах, и вообще массой других вещей, а в это время руки делают свое. Конечно, сознание время от времени возвращается к работе, чтобы что-то скорректировать, особенно если вдруг этот процесс из-за чего-то прервался (например, заготовки закончились) или что-то пошло не так – заело, застряло и т.п. Пока все идет нормально, то сознание уже не сосредоточено на движениях рук так, как это было во время усвоения навыка движений.

А вообще, что там конвейер? Один мой знакомый директор как-то в разговоре признался, что когда в его компании в связи с кризисом были тяжелые времена и связанные с этим кадровые перестановки, то он сам настолько переживал за свое место, которое естественно было связано с определенным стабильным заработком (а это кредитоспособность, благополучие семьи и т.п., то есть какая-то уверенность в завтрашнем дне), то в эти тяжелые стрессовые дни он заметил, что несколько раз, приехав на работу, не помнил, какой дорогой ехал – старой с пробками или объездной с меньшим количеством машин. Настолько его голова была занята размышлениями и переживаниями.

Самое главное это то, что его сознание ведь было включено, но оно занималось совершенно другими вещами, а ехал он за счет чего-то другого. Если вы понаблюдаете за собой, то наверняка обратите внимание на то, что и в вашем поведении тоже очень много различных навыков и автоматизмов, которые выполняются как бы сами. О них даже не нужно думать. Взять хотя бы процесс управления машиной. Заметьте, что даже если мы помним, как и куда едем, то управляя машиной, мы уже специально не задумываемся над тем, как мы это делаем. Все движения в этом процессе происходят спонтанно в зависимости от ситуации – нажатие газа или тормоза, переключение передач, включение поворота, вращение руля и т.д.

Впрочем, в этом нет ничего плохого – на то и существует область бессознательного, которое освобождает сознание от постоянного контроля за тем, что можно уже не контролировать непосредственно и тем самым оно может спокойно воспринимать и работать с другой информацией, постоянно получаемой извне. Это «сотрудничество» сознания и бессознательного делает наше поведение очень гибким, позволяет нам реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства и тем самым быть в полной мере функциональными. Одно без другого не будет работать как надо. На этот тандем обращал внимание еще З. Фрэйд.

Говоря о степени осознанности, следует учесть одну особенность нашего сознания – оно по сути имеет векторный характер и за единицу времени способно сосредоточиться на чем-то одном, как луч прожектора в темноте. Иначе говоря, оно за единицу времени способно сконцентрировать наше внимание на одном предмете, явлении, событии и т.д., в то время, как все остальное в нашем поведением находится вне нашего непосредственного восприятия.

Хотите проверить? Пожалуйста!

Попробуйте сосредоточиться на собственной ладони, а потом переведите внимание на пару секунд на погоду за окном. А теперь попробуйте сконцентрироваться одновременно и на погоде за окном, и на ощущении ладони.

Ну что? Не получается?

Не расстраивайтесь! С вами все в порядке. Просто сознание обладает уникальной особенностью – очень быстро, чуть ли не мгновенно переключать внимание. Оно воспринимает различные предметы, явления, события последовательно одно за другим и не способно удерживать внимание на нескольких одновременно, но именно неимоверная быстрота переключения внимания создает эффект одновременности восприятия и его всеобъемлемости.

Кроме того, этот процесс возможен лишь при участии бессознательного, а фактически подсознания, в котором постоянно накапливается и усваивается текущая информация, проходящая через осознавание. Подсознание является своеобразным фоном, удерживающим какое-то время в памяти определенную информацию, прошедшую через процесс осознавания. (Впрочем, определенная часть информации воспринимается нами и неосознанно – непосредственно на подсознательном уровне, и ее, например, в состоянии гипноза можно вытаскивать, но это отдельная тема).

Скорость переключения внимания в процессе нашей повседневной мыследеятельности такова, что мы на сам этот процесс не обращаем внимания, поскольку он для нашего сознания совершенно естественен и тем самым он для нас совершенно незаметен! Поэтому издревле восточные мудрецы говорили, что нет ничего быстрее мысли – то есть можно сконцентрироваться на самом себе и тут же перенестись в прошлое, взглянуть на звезды на ночном небе и опять сосредоточиться на своих мыслях, потом вновь на воспоминаниях или ощущениях, потом на погоде за окном и т.д.

Это восхитительное свойство нашего сознания имеет и другую особенность, которую давно заметили на востоке. Это его постоянная активность, а иначе говоря «непоседливость». Его трудно удержать на одном месте, поскольку оно постоянно сосредотачивается на раздражителях (в основном внешних, если, конечно, наш организм здоров и в нем ничего не болит).

Почему так? Потому что все наши органы чувств – слух, обаняние, осязание, зрение, вкус – работают на восприятие информации извне. Они нам помогают выжить. Если бы они не выполняли своих функций как следует, нас бы как вида не существовало. Вместе с тем они, хоть и включены одновременно, но осознавание информации, поступающей через них, тут же осознается по мере ее поступления. То есть что-то стукнуло, потом сверкнуло, зачесалось, запахло чем-то и т.д., а наше сознание все это фиксирует в реальном времени.

Оно привыкло настолько быстро реагировать и обрабатывать информацию о внешних раздражителях, что эта скорость для нас совершенно естественна. Вместе с тем сосредоточиться на каком-то одном раздражителе и постараться не реагировать на другие очень трудно. Для этого нам нужно специально приглушать соответствующие органы чувств, например, заткнуть уши, если мы пытаемся учиться в комнате, в которой кто-то с кем-то громко разговаривает.

Вместе с тем, наше сознание-непоседа может нас не слушаться даже если мы находимся одни в комнате в полной тишине и нам никто не мешает. Допустим мы хотим сконцентрироваться на какой-то части своего тела, например, на стопах и попытаемся удержать на них свое внимание, то нам это долго не удасться.

Мой собственный опыт, а также опыт других, с кем мне приходилось работать и общаться, показывает, что без особой тренировки это будет удаваться в течение 4–5 секунд. После этого внимание будет «убегать» из стоп и заниматься совсем другим – ощущениями в других частях тела, какими-то мыслями, восприятием внешних факторов, которые притягивают внимание нашего сознания. То есть приходится каждый раз возвращать сознание в стопы, а оно через пару секунд вновь ускользает оттуда и занимается совсем не тем, что нам нужно.

Хотите попробовать? Тогда предлагаю сесть удобно с выпрямленной спиной, например, на стуле, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться, скажем, на стопах или на ладонях, и попытаться удержать там свое внимание, как можно дольше.

Предлагаю сейчас отложить эту статью и посвятить хотя бы минуту на то, чтобы проверить то, о чем я говорю. Статья от Вас никуда не убежит! Зато Вам будет более понятно то, о чем пойдет речь ниже.
Итак, встречаемся снова через минуту или две.

* * *

Ну и как? Сколько секунд удалось удержать свое сознание? Да уж, не очень много.

Теперь, я надеюсь, вы со мной согласитесь, что достаточно трудно удержать внимание на одном пункте, который, кстати, является нашим собственным телом. Впрочем, это неважно – собственное или чужое. Сознанию, в общем-то, совершенно все равно, на чем концентрироваться.

Почему трудно удержать внимание? Потому, что природой сознания является энергия, а поскольку энергия, как говорят мастера, «не любит постоянства» и находится в постоянном движении, то и наше сознание тоже любит движение. Его остановить практически невозможно. Его можно в какой-то мере успокоить, некоторым образом замедлить его активность, но остановить полностью невозможно.

Во всяком случае, когда нам в процессе каких-то практик духовного развития, например во время медитации, предлагают убрать мысли или задержать работу сознания, то это практически невыполнимо. Тот, кто пытался это делать, поймет, о чем я говорю и подтвердит, что сознание все равно будет активно, даже если нам удалось его сконцентрировать на каком-то пункте и удерживать там более-менее продолжительное время (на точке на стене перед нами, на дыхании, на мантре или еще на чем-нибудь), поскольку мысль о том, чтобы остановить работу мысли, тоже является мыслью, а значит все той же активностью сознания.

Поэтому в древности мудрые называли сознание «дикой обезъяной», прыгающей с ветки на ветку, и для того, кто хотел заниматься своим духовным развитием, одной из важных практик была «охота на обезъяну», то есть необходимо было «поймать» процесс осознавания и «посадить» его «в клетку». Когда процесс осознавания находится под контролем, тогда и степень осознанности не просто сохраняется, а она выше. (Сейчас, конечно, имеется в виду состояние бодрствования, а не сна. Сон и то, как на него реагирует сознание, вернее, где оно пребывает в это время, это отдельная тема).

Почему это так важно? Потому, что, с одной стороны, благодаря увеличению нашей осознанности мы постепенно начинаем освобождаться от лишних навыков и автоматизмов, вредных привычек и т.п. – то есть мы начинаем очищаться от всего того, что нам мешало, но чего мы не осознавали, поскольку не обращали на это внимания, а, с другой стороны, если мы говорим о состоянии высшей осознанности, то все, что нами делается, должно контролироваться в высшей степени, а уж процесс духовного развития тем более, иначе мы даже не заметим, как он нас может завести не в ту сторону.

Таким образом, мы постепенно становимся чуточку другими. Мы все так же выполняем какие-то необходимые ранее заученные движения, например, закрывание дверей на ключ, выключение кухонной плитки, выключение утюга, но все эти движения уже находятся под контролем так называемого Наблюдателя и он в полной мере осознает процесс осознавания всех этих действий!

Это очень важный момент, поэтому я и выделил слово «Наблюдатель» заглавными буквами.

Итак, поскольку степень осознанности становится выше, то нет необходимости очередной раз проверять того, что делалось нами, чтобы еще раз убедиться в том, что мы закрыли, щелкнули, не забыли, ну и конечно выключили этот пресловутый утюг.

Но самое главное то, что в процессе расширенного осознавания мы начинаем обращать внимание на то, что ранее по ряду причин ускользало из поля нашего внимания, а значит не осознавалось в полной мере – т.е. наши стереотипы, привычные оценки своего собственного повседневного поведения и поведения других, наши мысли, реакции, поступки и т.п.

В процессе такого пристального наблюдения за самим собой мы начинаем изменяться – шаг за шагом, день за днем. Изменяться, конечно, к лучшему.
Многие из вас скажут: а зачем мне все это? Я и так хорош, а если я кому-то не нравлюсь, то это его проблема, а не моя или как пел Макаревич: «Пусть мир прогнется под нас!». Что ж, дело, как говорится, хозяйское, только необходимо учитывать, что мир никогда не прогибается под нас. Он движется вперед и никого не ждет. Это мы вынуждены постоянно достраиваться к нему. Чуть зазевался и ты уже попал если не «под колеса истории», то в тиски всевозможных жизненных обстоятельств, часто имеющих печальные последствия. Увы, таков уж этот мир!

Вместе с тем, он – окружающий нас мир – постоянно нас предупреждает о них через всевозможные незначительные события и явления. Правда, мы на них обычно не обращаем внимания из-за низкой степени осознанности всего того, что происходит вокруг нас, да и с нами тоже.

Итак, в процессе расширенного осознавания мы становимся уже намного более внимательны к тому, что предлагает нам окружающий мир. Мы словно дети вновь пересматриваем и заново открываем его для себя. Все, что было для нас обыденным, привычным и даже рутинным, начинает видеться уже с иной перспективы и наполняться более глубоким смыслом – реальным смыслом, а не тем, который нам казался раньше и который держал нас в рамках всевозможных заблуждений и иллюзий.

При этом тот же самый мир становится для нас иным и уже не таким опасным, как прежде. Мало того, он становится более дружественным по отношению к нам и мы начинаем понимать, что он всегда был таков, просто раньше мы не хотели принимать его простых правил, стараясь делать все по-своему без учета обстоятельств и собственных реальных возможностей, что часто имело для нас негативные последствия. Мы становимся мудрей, поскольку начинаем видеть опасные «подводные камни» судьбы и учимся избегать их.

И темп жизни перестает нас удручать, поскольку мы без труда постепенно достраиваемся к нему и становися с ним гармоничны. Каждое наше движение осознанно, продумано, своевременно и спонтанно.

Недаром мудрые говорят, что если ты живешь в гармонии с Дао, то мир тебя хранит и предлагает самые лучшие решения – какие присущи именно тебе, а не кому-то другому. Итак, если ты пытаешься жить в соответствии с Дао, то тогда для тебя все укладывается наилучшим образом. Но чтобы увидеть то, как «движется» и чем «живет» Дао и тем самым заметить его подсказки, а значит своевременно суметь к ним достроиться, необходимо прежде всего обладать высокой степенью осознанности. Это одно из главных условий.

А для этого должен «включиться» внутренний Наблюдатель и тогда, как сказал Лао, в какой-то момент «не выходя со двора, можно познать мир; не выглядывая из окна, можно увидеть естественное Дао; … не видя вещей, можно проникать в их сущность; не действуя, можно добиваться успеха».

То есть высшая степень осознаности является залогом нашей успешной самореализации. Самореализации без усилий или как говорят даосы «деяния-в-недеянии», когда все в нашей жизни укладывается словно по мановению волшебной палочки спонтанно, без особого труда и без каких бы то ни было негативных последствий как для нас, так и для нашего окружения.

Таким образом, мы не только начинаем жить в соответствии с Дао, но и все наши деяния становятся благотворны.
Недаром Лао Цзы назвал свой трактат «Дао Дэ Цзин» – т.е. «Книга о Пути и Добродетели». Добродетели или иначе говоря «делании добра»!

То есть быть совершенномудрым это значит быть исключительно благотворным.

Но чтобы стать совершенномудрым, сначала необходимо достичь высокой степени осознанности, когда все, что мы думаем и делаем, пребывает уже под полным контролем Наблюдателя.

В связи с этим обычно появляется вопрос: «А кто, собственно, является этим Наблюдателем и кто, сосредотачиваясь, например, на стопах, пытается контролировать процесс осознавания и направлять его, если сознание само по себе так непостоянно в собственных усилиях удержаться на одном месте подобно обезъяне, прыгающей с ветки на ветку?».

Но это уже другая тема для разговора.

Александр Ом
Апрель 2013


Категория: Эзотерика