Я сейчас тут→ » » Восток и запад

Физиогномика лицаВосток и запад

Восток и запад Со времен Марко Поло западный мир был увлечен Китаем и всем китайским. Запад даже был вынужден придумать слово для этой формы зачарованное — chinoiserte. В двенадцатом веке, когда братья Поло вернулись из Катая, как тогда называли Китай, они поразили Запад своими сообщениями о порохе, печатании книг и спагетти (лапша). В наши дни повторное "открытие" Китая еще раз буквально наэлектризовало Запад. Теперь диапазон вызывающих изумление объектов простирается от панд до иглоукалывания.

Но на протяжении веков Китайское искусство, а скорее наука, физиогномика так и осталась за пределами внимания Запада. Эта тема редко, если не сказать, никогда, не обсуждалась и большинство людей Запада просто не знает, что китайцы достигли значительных результатов в развитии физиогномики — т.е. возможности определения по лицу характера человека и его вероятной судьбы.
Меня вдвойне удивляет подобная неосведомленность Запада. Во-первых, невнимание Запада к данному вопросу бросает вызов истории западной цивилизации. Как заметил Роберт Майнард Хатчинс, бывший президент Чикагского университета "дух западной цивилизации — это дух поиска". На Западе, утверждает он, этот дух означает, что ничто под солнцем не должно оставаться вне дискуссии и обсуждения. И в самом деле, каждый должен высказать свое мнение, и путем обмена идеями западная цивилизация может продолжить свое движение вперед.
И во-вторых, идея о том, что между чертами лица и характера и судьбой человека существует связь, едва ли является новой для западной мысли. Так, например, еще около 340 г. до нашей эры Аристотель красноречиво писал по этому вопросу, поднятому еще Гиппократом: "Если люди имеют большие лбы, — замечает он в "Истории животных", — то они медлительны и в движениях, если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию, если у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы". Аристотель, способность которого к аналитическому мышлению и была, возможно, его наибольшим вкладом в культуру западного мира, так продолжает свой анализ главных черт человеческого лица. Он сообщает, что прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жесткость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность. И так далее.
Но нам жителям западного мира, вовсе не надо знать труды Аристотеля, чтобы обнаружить, насколько мы уснащаем нашу речь фразами физиогномики, часто и не отдавая себе отчета в этом: "У него честное лицо", "Мне не нравится его взгляд: "У него зловещее выражение лица". Подобных примеров бесчисленное множество, подумайте об этсм в следующий раз, когда произнесете подобное замечание.
Например, Уинстон Черчилль имел бульдожью челюсть и на Западе люди всех политических направлений чувствовали в нем цепкость бульдога, которую он и проявлял. Это живая иллюстрация того, как черты лица могут раскрыть свойства личности.
Когда компания Америхан Эйрлайнз предприняла недавно многомиллионную рекламную кампанию, она пригласила отошедшего от дел Чета Хантли, бывшего телекомментатора, чтобы передать по телевидению рекламные сообщения, потому что "его лицо может продать что угодно". А недавно, в стремлении обуздать воздушное пиратство, руководители воздушного сообщения США разработали "профиль угонщика" для проверки пассажиров при посадке в аэропорту. Не отдавая себе отчета в этом, ках авиакомпании, так и правительство США использовали чтение лица, как практическое средство.
Спешу добавить: что представление о том, что лицо может отхрыть характер человека, не ограничивается лишь Азией и Западом. К югу от Сахары,в Черной Африке, в давние времена вожди племени в Конго полностью скрывали свое лицо от посланцев других племен. Видны были только глаза. Этот факт никогда не имел удовлетворительного толкования на Западе. Сэр Джеймс Фэзиер в своей монументальной книге "Золотая ветвь" полагает что вождь старался отогнать злых духов. Может быть. Но в свете опыта китайской физиогномики можно также допустить, что он стремился скрыть свой характер от посланца возможного соперника или противника.
То же самое можно сказать и о монархах средневековой Европы.
В век королей встречи на высшем уровне не приветствовались из опасения, что характеры противостоящих монархов могут дисгармонировать, или же что один монарх может открыть свой характер другому — а это уже ценные разведывательные сведения. Да и в наше время некоторые политики косо смотрят на встречи на высшем уровне по тем же соображениям.
Но теперь мы живем не в век королей, а в век устройств, делающих изображения — кинокамер, фотоаппаратов, телевидения и так далее. Выражения лиц руководителей великих и малых держав известны всем.
В связи с этим разрешите мне сначала подчеркнуть, что различные особенности лица, отличающие одну расу от другой, например восточную от западной, не играют никакой роли при чтении лица. Китайская физиогномика прежде всего интересуется: находятся ли они в балансе и пропорции с другими чертами лица. Для физиогномиста не имеет значения, будут ли глаза испытуемого круговой или миндалевидной формы.
Поэтому секреты китайской физиогномики могут быть применены повсюду, независимо от расы, цвета или этнических данных.
Где бы вы ни очутились, всюду любой человек составляет первоначальное суждение о другом человеке по его лицу. Вряд ли кто будет отрицать это. Даже оголенный, неизвестный череп, как указывает британский криминалист Найджел Морленд, дает возможность установить расу и этнические данные жертвы. Так почему же это не может облеченный плотью череп?
В самом деле, чем больше вы рассматриваете связь между лицом и личностью, тем яснее становится, что все мы, независимо от расы, религии или цвета кожи, являемся тем, что я называю "моментальными физиогно-мистами".
Когда вы впервые встречаете человека, вы мгновенно выносите интуитивное суждение. Впоследствии вы можете подправить или изменить это суждение. Однако, существенно то, что на основании внешнего вида человека вы способны судить о его характере.
Однако, по сравнению с Китаем, на Западе такие суждения чаще всего составляются чисто случайно. Лишь китайцы на протяжении веков разработали научную литературу, которая обучает человека, как избежать ошибок при определении характера по чертам лица.
На Западе существует довольно глубокое предубеждение против физиогномики, как и против акупунктуры. Британская Энциклопедия служит этому внушительным примером. Она рассматривает физиогномику как "псевдоучение о свойствах характера, якобы раскрываемых чертами лица". Если физиогномика "псевдоучение", то зачем же еще сыпать соль на рану, повторяя, что она "якобы" связывает черты лица со свойствами характера? Может быть это фрейдовский сдвиг?
Еще хуже то, что статья о физиогномике написана Дональдом Патерсоном, профессором университета Миннесоты, который вообще отрицает физиогномику, как науку, и написал много работ с целью опровергнуть ее содержание. Поэтому едва ли Патерсон беспристрастный автор.
И даже, он, Патерсон, был вынужден признать, что после Второй Мировой войны этот процесс оказался во "взвешенном состоянии". В результате работы У.Х. Шелдона, западного ученого, который нашел подтверждение тому, что существует определенная связь между внешним видом и темпераментом. Это вынудило Патерсона отступить. Он оставляет лазейку. "В конце концов наука может открыть секрет человеческого характера и личности комплексным изучением одних и тех же индивидов специалистами в области генетики человека, биохимии и психологии", — заключает он.
У Патерсона нет и намека о том, что по данному предмету существует обширная китайская литература, которая формировалась на протяжении целых тысячелетий. То же самое можно сказать о большинстве, если не обо всех, западных авторов, пишущих на эту тему. Итак, мы снова задаем тот же вопрос: почему люди Запада, начиная с братьев Поло, проходят мимо китайского опыта по определению характера и судьбы человека по чертам его лица?
Лет пятьдесят тому назад в США небольшая группа на Западном Побережье сделала попытку популяризировать физиогномику и придумала для нее даже новое слово — "персонология". Они утверждали, без ссылок на китайскую литературу, что ваше лицо может открыть ваш характер. Они делали усилия добиться признания персонологии в ученых сферах, но были отвергнуты. Однако, практический опыт показал им, что они могут приносить людям пользу, снабжая их информацией, которую они могут использовать сегодня, чтобы сделать лучшее завтра.
Но затруднение заключалось в том, что основатель этою направления, Дэниель Уайтсайд, не сумел доказать правильность чтения лица на чисто научной основе (анатомической, биологической, нейрологической, эндокринологической) Но это все же не разрушило его полезность. "Но одно лишь заявление о ток, что что-то работает, не приносит ему научного признания или избавления от предвзятых враждебностей", — жаловался Уайтсайд. Конечно, это также является проблемой акупунктуры. В данной ситуации акупунктура работает, но она еще не имеет научного объяснения, и поэтому к ней относятся с большим подозрением врачи Запада.
Несмотря на такую позицию Запада, чтение лица с незапамятных времен занимало значительное место в жизни Китая. Древние ученые и мыслители много писали по этому предмету. Китайские хроники переполнены описаниями внешности правителей и других людей. Этот интерес сохранялся в течение веков. И в результате Китай разработал очень утонченную и разумную систему физиогномики, одновременно уникальную, надежную и практичную.
Китайская система основывается на ряде теорий, которые будут затронуты далее в максимально упрощенном виде. Оставляя в стороне теории, можно сказать, что китайская система является практическим методом определения характера, а, следовательно, и будущего. Каждый знак на лице интерпретируется в соответствии с рядом правил. Здесь нет никакого гадания наудачу. Подход вполне научен, хотя физиогномика является не более строгой наукой, чем психология или социология.
Повседневное приложение физиогномического знания может оказаться крайне плодотворным. Во многих случаях физиогномика — это двусторонний, приемо-передающий канал. Продавец может оценивать возможного покупателя, а покупатель, в свою очередь, продавца. Глава государства может составить себе мнение о после другого государства, и наоборот. Наниматель может проанализировать качества будущего служащего и служащий может сделать то же caMjpe по отношению к нанимателю. Любовники могут взаимно изучать друг друга. В других же ситуациях физиогномика работает подобно одностороннему объективу. Например, в год выборов избиратели смогут лучше судить о характере кандидатов, исследуя их лица на экранах телевизоров.
Но китайская физиогномика способно на значительно большее.Юна идет дальше свойств личности и характера. Как целостная система, она исследует судьбу человека.
Для китайского физиогномиста судьба представляется как подъемы и спады в течение нормального периода жизни. Изучая ваше лицо, он не ограничивается лишь указанием того, что вас ожидает успех или провал в жизни. Китайская физиогномика была отточена до такого совершенства, что читающий лицо с чрезвычайной точностью в большинстве случаев может указать даже годы предстоящих успехов (или поражений).
Хотя сами китайцы готовы первыми отметить, что чтение лица не является чистой наукой, они указывают, что оно выдержало испытание столетий. Китайское чтение лица опирается в буквальном смысле слова на миллионы опытов.
В эпоху вновь возникшего интереса к Китаю и всему китайскому настало время для Запада заглянуть за горизонт физиогномики. В этой книге делается первая попытка в доступной форме представить Западу древнюю китайскую систему.