Я сейчас тут→ » » Решающий аргумент: природа или воспитание

Мужчина и женщинаРешающий аргумент: природа или воспитание

Мелисса произвела на свет двойняшек: мальчика и девочку. Джасмин она завернула в розовое одеяло, а Адама - в голубое. Родственники принесли массу мягких пушистых игрушек в подарок Джасмин, игрушечный футбольный мяч и футболку Адаму. Каждый нежно ворковал, пытаясь поговорить с Джасмин, но только женщины рисковали взять ее и побаюкать на руках.
Мелисса произвела на свет двойняшек: мальчика и девочку. Джасмин она завернула в розовое одеяло, а Адама - в голубое. Родственники принесли массу мягких пушистых игрушек в подарок Джасмин, игрушечный футбольный мяч и футболку Адаму. Каждый нежно ворковал, пытаясь поговорить с Джасмин, но только женщины рисковали взять ее и побаюкать на руках. Когда появились родственники мужчины, то основного внимания удостоился Адам: разговаривали они гораздо громче, тыкали Пальцем в его животик, тормошили и высказывали предположения, что его ждет великое футбольное будущее.
Картина знакомая многим. Однако возникает вопрос: где корни подобного стиля поведения: в биологии или в воспитании, не меняющемся из поколения в поколение? Кто ответствен: природа или методика? Большую часть двадцатого столетия в - обществе превалировало мнение, что наше поведение и предпочтения связаны главным образом с воздействием социума и окружающей среды. Однако нам известно, что воспитание есть продукт вторичный - приемные матери, будь они женщины или обезьяны, отлично справляются с воспитанием детей. С другой стороны, ученые оспаривали это мнение, настаивая, что за наше поведение отвечают в основном химия, биология и гормоны. С 1990 года появились неоспоримые доказательства в пользу той точки зрения ученых, что к моменту нашего рождения базовые программы уже загружены в мозг. Тот факт, что мужчины - охотники, а женщины - воспитатели, до сих пор диктует стиль нашего поведения, приоритеты и убеждения. Фундаментальное исследование, проведенное в Гарвардском университете, показывает, что мы не только по-разному ведем себя по отношений к младенцу - мальчику или девочке, но даже пользуемся разным словарем. Девочке мы мягко говорим: , , , а мальчику - гораздо более громким голосом: или .Вместе с тем, преподнося девочке а подарок Барби и мальчику десантника, мы не программируем их поведение, мы усиливаем заложенное в них природой. Соответственно исследованиями ученых Гарвардского университета подтверждено, что отчетливо выраженное разное поведение взрослых в отношении мальчиков и девочек только подчеркивает уже имеющиеся у них различия. Подтолкните утку в направлении пруда, она поплывет. Взгляните в воду, и вы увидите перепонки на ее лапках. Сумев заглянуть ей в мозг, вы бы нашли там уже имеющуюся подпрограмму . Пруд - это просто место, где утка случайно оказалась в данное время, и не наличие пруда является причиной ее поведения.
Исследования показывают, что мы не жертва социальных стереотипов, а, в первую очередь, биологически запрограммированная особь. Мы ведем себя не одинаково потому, что деятельность клеток нашего мозга организована иначе. Это заставляет нас по-разному воспринимать мир, по-иному располагать приоритеты и строить другую шкалу ценностей. Мы ни лучше, ни хуже друг друга, мы - разные.

Как мы ступили на этот путь
Давным-давно, много, очень много лет назад мужчины и женщины счастливо жили и работали в полной гармонии друг с другом. Каждый день мужчина отважно выбирался в опасный, враждебный мир, рисковал своей жизнью, охотясь, приносил еду женщинам и детям и защищал их от свирепых зверей и врагов. Чтобы он мог разыскать добычу и к тому же вернуться домой, у него должно было появиться высокоразвитое чувство направления, чувство, а без точного глазомера было невозможно поразить движущуюся добычу. Описание его работы требует всего двух слов: добытчик пищи - и это все, что от него требуется.

Женщина ощущала его высокую ценность, ведь он рисковал жизнью, заботясь о своей семье. Его успех измерялся способностью найти добычу, убить и принести домой, а самооценка, самоуважение были связаны с тем, насколько высоко женщина ценила его усилия. Семья зависела только от него, от его функции добытчика и защитника - и не от чего более. У него не возникало необходимости , и никому в голову не приходила мысль, что он мог бы вынести мусор или сменить пеленки у ребенка. Роль женщины была в равной степени очевидной. Природа присвоила ей функцию - вынашивать детей, и это определило путь се эволюции, специализацию, требующуюся для успешной реализации своей роли. Она должна была следить за своим ближайшим окружением, чтобы своевременно опознать признаки надвигающейся опасности, выработать в себе чувство ближнего радиуса действия, чтобы ориентироваться в непосредственной близости от дома. Кроме того, необходимым для женщины условием можно назвать умение подмечать незначительные изменения в поведении и внешнем виде детей и взрослых. Разделение функций предельно простое; он - добытчик, она - хранительница гнезда. Весь день женщины был посвящен заботам о детях, сбору фруктов, овощей и орехов, причем во взаимодействии с другими женщинами, входящими в группу. Ей не надо было беспокоиться о главном источнике питания или сражаться с врагами, и ее успех измерялся способностью поддерживать нормальное функционирование семьи в повседневной жизни. Степень ее самоуважения зависела от того, насколько высоко мужчина ценит ее умение обиходить детей и поддержать порядок в доме. Ее способность производить на свет детей считалась магическим, даже священным даром, поскольку она одна владела тайной жизни. Никто не ждал, что она пойдет на охоту, будет сражаться с врагами или менять электрические лампочки в пещере. Выжить было трудно, но взаимоотношения были несложными. И такой порядок вещей сохранялся сотни тысяч лет. В конце каждого дня охотники возвращались со своей добычей. Добычу делили на всех поровну, и каждый вместе со всеми съедал свою долю в общей пещере. Каждый охотник обменивался с женщиной: часть своей добычи на фрукты и овощи. После еды мужчины рассаживались вокруг очага, глазели в огонь, играли в игры, рассказывали истории и обменивались шутками. Таков был доисторический вариант телевидения с дистанционным переключением каналов или газеты, которой мужчина отгораживается от окружающей обстановки. Мужчины, уставшие после охоты, восстанавливали свои силы, чтобы завтра отправиться на нее вновь, Женщины ухаживали за детьми и заодно следили за тем, чтобы мужчина был сыт и как следует отдохнул Каждый ценил труд другого: мужчина не считался ленивым, и женщина не упрекала его в том, что он превратил ее в прислугу. Такая организация жизни и стиль поведения все еще существуют в примитивных сообществах в таких местах, как Борнео, частично в Африке и Индонезии, а также в среде австралийских аборигенов, новозеландских маори, иннуитов (эскимосов) в Канаде и Гренландии, В этих культурах каждый знает и понимает свою роль. Мужчины ценят женшин, а женщины - мужчин. Каждый видит уникальность вклада другого, обеспечивающего выживание и благополучие семьи. Но для мужчин и женщин, которые живут в цивилизованных странах, старый порядок нарушился. Вместо него воцарились хаос, сумятица и неудовлетворенность.

Мы не предполагали, что все так обернется
Выживание членов семьи не зависит более только от мужчины; от женщины теперь не требуется постоянно поддерживать порядок в доме и воспитывать детей. Впервые в истории человечества как вида большинство мужчин и женщин не знают точно, какова их роль. Вы, читатель этой книги, являетесь представителем первого поколения людей, столкнувшихся с обстоятельствами, с которыми вашим предкам встречаться не приходилось. Впервые в истории мы ищем в наших партнерах любовь, сочувствие и личное удовлетворение, поскольку вопросы выживания потеряли свою остроту. Со временная социальная структура общества обеспечивает поддержание базового уровня жизни с помощью пенсионных фондов, социальных программ, законов о защите потребителя и различных правительственных учреждений и мероприятий. Каковы же новые правила жизни и где можно им научиться? Этой книгой мы попытались дать некоторые ответы на возникающие вопросы.

Почему папа с мамой помочь не могут
Если вы родились до 1960 года, то вы выросли в семье, где основой поведения родителей по отношению друг к другу были древние правила, которые обеспечивали выживание мужчин и женщин. Ваши родители копировали поведение, которое наблюдали у своих родителей, позаимствованное в свою очередь у их родителей и так далее до пещерных людей с их четким распределением жизненных ролей. Теперь же правила полностью изменились и ваши родители не знают, как вам помочь. Уровень юридически оформленных разводов среди новобрачных достиг в настоящее время 50%, а если принять во внимание фактический распад пар, включая и гомосексуальные, то эта цифра перевалила далеко за 70%. Нам необходимо освоить новый свод правил, чтобы стать эмоционально уравновешенными в двадцать первом веке.

Мы все еще остаемся всего лишь одним из видов животного мира
Для большинства людей трудно думать о себе как о всего лишь одной из особей животного мира. Они отказываются взглянуть в лицо тому факту, что на 96% их тела есть аналог элементов, свойственных также свинье или лошади. Единственное, что отличает нас от других животных, есть наша способность думать и планировать. Другие животные всего лишь реагируют на ситуацию в соответствии с генетической программой, заложенной в мозгу, и усвоенными стереотипами поведения. Они не могут думать, они могут только реагировать. Большинство людей знают и согласны с тем, что животные руководствуются инстинктами, которые в значительной степени определяют характер их поведения. Инстинктивное поведение легко распознать: птицы поют, лягушки квакают, собака задирает ногу у забора, кошка играет с мышкой. Таковы примеры не интеллектуального, но инстинктивного поведения, поэтому для большинства трудно провести параллель между таким поведением и их собственным, Они игнорируют даже прямые примеры собственного инстинктивного поведения - например, плач и сосательный инстинкт.

Какими бы ни были поведенческие особенности, которые мы унаследовали от своих родителей, позитивные или негативные, мы скорее всего передадим их своим детям. В этом отношении мы не отличаемся от других животных. Усвоив новое, вы генетически передаете его детям точно так же, как ученые могут вырастить поколение ловких крыс и поколение глупых крыс на базе группы, разделенной на две подгруппы по признаку способности найти дорогу в тумане или способности безнадежно заблудиться. Когда мы, люди, признаем себя животным, чьи импульсы отточены миллионами лет эволюции, нам будет легче понять наши базовые побуждения, легче примириться с собой и другими. И именно в этом направлении лежит путь к действительному счастью.